Зигзаги судьбы

От Пруссии до Чукотки и обратноШтурм восточной Пруссии и дружба с белыми медведями, встреча с отцом на другом конце земного шара и спасенные японские архивы. Это не наброски приключенческого фильма. Это судьба одного человека.

Каждый рано или поздно оглядывается на прожитые годы и начинает оценивать их. У любого из нас найдется что-то, чем можно гордиться, что-то заставит непроизвольно покраснеть, а что-то еще долго будет вызывать улыбку. У Павла Ивановича Золотарева набралось и того, и другого, и третьего.

Дороги боевые
Но, конечно же, главные воспоминания, как и у каждого прошедшего войну, связаны с фронтом. В бой молодой солдат Павел Золотарев впервые пошел в 1943 году. И хотя  во взятии Берлина не участвовал, на его долю пришлось одно из самых кровавых сражений в Восточной Пруссии – штурм Пилькаллена (нынешний поселок Добровольск в Калининградской области). За время боев населенный пункт четыре раза переходил из рук в руки.
Во время сражения Павел Иванович совершил самый настоящий подвиг: вынес на своих плечах командира роты, которому оторвало обе ноги. За тот бой командование наградило отличившегося бойца орденом Славы III степени.
Впрочем, на войне было место и курьезу.
– Мы постоянно отбивали у немцев новые траншеи. Не всегда успевали до ночи перекрыть проходы. И вот, представьте, сидим в землянке – вдруг входит немец и заваливается спать. Видимо, в темноте заблудился в траншеях, не туда повернул. Наши часовые его благополучно прозевали.
Правда, мы тоже не сразу поняли, что за гость к нам явился. Только чувствуем, кусают нас ночью вши. Вскакиваем, смотрим – а на немце живого места нет. Потом мы его сдали как пленного и всем сказали, что сами его поймали. (Павла Ивановича и его однополчан можно понять: что подумало бы начальство о солдатах, у которых враг по землянкам разгуливает…)
Но самые трудные месяцы службы для лейтенанта Золотарева (офицером Павел стал в марте сорок пятого на курсах младших лейтенантов первого Прибалтийского фронта – учиться приходилось в перерывах между боями) начались уже после войны. В сорок шестом идет разминирование Кольского полуострова. Вместе с североморцами участвует в нем и наш герой.

Начальник Чукотки
 После Кольского полуострова Павла Ивановича забросило на Дальний Восток – на Чукотку.
– Когда впервые приехал в Гродно, показалось, что в раю.Правда, кое о чем и жалею. Была  у нас там натуральная баня – горячие источники.  Ну и конечно, какая же Чукотка без белых медведей. В части, где я служил, было несколько медвежат.
На Чукотке судьба в очередной раз преподнесла сюрприз – встречу с отцом, которого не видел с начала войны. Там же, на Чукотке, Павел Иванович совершил еще один подвиг, только на этот раз ради науки. Точнее, ради истории. В руки советских войск попали японские архивы с Курильских островов. Изначально их собирались сжечь, только вмешательство Павла Ивановича спасло ценные документы, в итоге их отправили в Москву. 

А что сейчас
Сейчас полковник запаса Павел Иванович Золотарев – заместитель председателя Совета ветеранской организации микрорайона Девятовка. Пишет стихи и составляет мемуары, хранит впечатляющий фотоархив.