Опасность миновала?

Годы почти излечили нас от страха перед радиацией: мы все меньше думаем о ней. Но означает ли это, что опасность миновала? Мы продолжаем облучаться через продукты

Принято считать, что Гродненщина от аварии на ЧАЭС пострадала незначительно. Однако представитель ОО «Белорусский комитет «Дети Чернобыля» Тамара Белоокая считает, что чистых областей в стране нет. Об этом она упомянула во время дискуссии «Опыт Чернобыля в политике и обществе Беларуси», состоявшейся в Международном образовательном центре имени Йоханнеса Рау в Минске. По ее словам, состояние людей вследствие катастрофы на ЧАЭС продолжает ухудшаться. Причем касается это всех белорусов.

Чистых областей нет
Она рассказала, что в «чистом» Гродно медики исследовали ткани таза у женщин, которых оперировали. В ста процентах случаев в них обнаружили цезий, а почти двадцать процентов оказались высокорадиоактивными. Впору бить тревогу! Но решительных действий так и не последовало. Сейчас же об исследованиях (прошло с тех пор около десяти лет) и вовсе предпочитают не вспоминать.
Примерно в то же время заведующий кафедрой фтизиатрии Гродненского государственного медицинского университета Сергей Вольф анализировал состояние больных туберкулезом, проживавших в «чистых» районах области. Выяснилось, что у тридцати процентов из-за повышенного содержания в организме цезия заболевание протекало в более тяжелой форме и имело серьезные последствия. «Поскольку период полураспада цезия-137 более тридцати лет, можно предположить, что и теперь этот вопрос актуален», – поясняет Сергей Вольф.
Сегодня областная клиническая больница исследует опухоли у женщин, проживающих в Гродненской области. Но, как рассказал главврач Святослав Савицкий, с последствиями чернобыльской аварии их не связывают. По официальной версии, она привела к росту числа онкологических заболеваний щитовидной железы и крови. Тамара Белоокая предполагает, что изменения могут происходить на генетическом уровне.

Откуда майонез?
Заведующий кафедрой патологической анатомии Гродненского государственного медицинского университета Виктор Басинский в 2003 году рассматривал случаи заболевания раком щитовидной железы на Гродненщине. По его словам, к статистическому росту могли привести не только выпавшие на территорию области изотопы йода, но и… более совершенная техника, которая позволяет чаще выявлять заболевание. Элемент распался быстро. Гродненщина по количеству случаев рака щитовидной железы вышла на дочернобыльский уровень: регистрируется примерно десять случаев в год. Но Виктор Басинский не исключает, что через несколько лет всплеск может повториться.
Откуда же у счастливых жителей «чистых» районов в организме взялся цезий? Сергей Вольф утверждает, что он поступает вместе с продуктами питания. Другими словами, мы страдаем от так называемого внутреннего облучения. Его источниками являются дары леса. А возможно, и продукты, завезенные с загрязненных территорий. Проверить, так ли это, мы не можем. Гродненский зональный центр гигиены и эпидемиологии не берет пробы продуктов, которые продаются в магазинах. Предполагается, что радиационный контроль они проходят в лабораториях своих предприятий.    

Внуки Чернобыля
Между тем каждый год «чернобыльскую» инвалидность получают примерно сорок жителей области, из них большинство – дети с онкологическими заболеваниями крови. По словам Тамары Белоокой, налицо следующая проблема: «внуки Чернобыля». Ведь на свет приходит поколение, рожденное теми, кто облучился в детстве. Растет общая заболеваемость, нарушается репродуктивная функция. Как рассказал заведующий кафедрой педиатрии №1 Гродненского государственного медицинского университета Сергей Ляликов, сотрудники вуза изучают влияние экологически неблагополучных факторов на здоровье детей и методы их реабилитации, но делают они это в Гомельской области.
Таким образом, проследить влияние радиации на здоровье жителей относительно чистых областей не удается. Хотя об ограниченности загрязненных территорий, по мнению заведующей кафедрой педиатрии №2 Неллы Парамоновой, говорить неправильно: радиация ведь перемещается с пылью, продуктами.

Тема «нон грата»
Да и вообще, в исследованиях, касающихся последствий для здоровья, Чернобыль почему-то стал нелюбимой темой. В Гродно мы не смогли найти никого, кто занимался бы этой проблемой сегодня. В то же время мы услышали версию, что вот уже несколько лет диссертации на эту тему считаются неперспективными.  Мы дозвонились до директора Республиканского научно-практического центра радиационной медицины и экологии человека Александра Рожко, который прежде работал в Гродно. Но озвучить какие-либо темы научных изысканий он отказался.
Сейчас на гребне волны другое направление: как ввести в оборот загрязненные территории. Согласно Программе совместной деятельности по преодолению последствий чернобыльской катастрофы в рамках Союзного государства на 2006–10 годы стартовало одиннадцать пилотных проектов. Среди них – производство соков из местного сырья в городе Быхове Гомельской области и выпуск продукции с повышенной пищевой ценностью на Хойникском хлебозаводе Гомельской области. 

Справка «ВГ»
Территория Беларуси в зависимости от плотности загрязненности почв цезием-137 делится на четыре зоны: радиационного контроля (от 1 до 5 кюри на квадратный километр), с правом на отселение (от 5 до 15 кюри), с последующим отселением (от 15 до 40 кюри) и с первоочередным отселением (свыше 40 кюри). В Гродненской области к зоне периодического радиационного контроля относится около 140 населенных пунктов в Дятловском, Ивьевском, Новогрудском районах, к зоне с правом на отселение – деревня Гнесичи Новогрудского района. Данные соответствуют Перечню населенных пунктов и объектов, находящихся в зонах радиоактивного загрязнения, утвержденному постановлением Совмина от 8 августа 2002 г. №1076.

В 2008 году «чернобыльскую» инвалидность в области  получили 39 человек, из них 31 ребенок. В 2007 году – 44 и 29 соответственно. 

Основные радионуклиды, попавшие на территорию республики: йод-131 (период полураспада – 8 дней), цезий-137, стронций-90 (периоды полураспада – около 30 лет), плутоний-239 (период полураспада –
24 390 лет).