Был завод, а стал «банкрот»

Трехлитровые банки погубили предприятие? Хотя государство взяло курс производить собственную продукцию, болгарские маринованные огурчики и украинские соки на прилавках встречаются чаще, чем белорусские. А в это время несколько пищевых предприятий области выстроились в очередь на ликвидацию.

Дошли до ручки
Продать то, что не продается, хотят сейчас на Ивьевском консервном заводе. Как предприятие дошло до такой жизни, теперь точно никто сказать не может. Завод открылся в 1957 году. В лучшие времена на нем работало более ста человек, а в последние годы – не больше тридцати. Выпускали соусы, маринады, обеденные консервы, соки. Постепенно начали приходить в упадок.
Почему? «А вы часто покупаете соки в стеклянных трехлитровых банках? – спросила в ответ исполняющая обязанности директора Ивьевского консервного завода Людмила Гавлас. – Оборудование устарело, а денег на модернизацию не было. За последние два года (с 2004 по 2006) долги выросли почти до миллиарда. Это и стало основной причиной ликвидации предприятия». Однако, если разобраться, напитки в стеклянных банках не выглядят привлекательно, зато по вкусу и качеству не уступают импортным сокам в пакетах. К тому же сейчас покупатели чаще обращают внимание на цену.
 
Как продаться за долги
Местные власти давно махнули рукой на убыточный завод. «Прибыли не приносит. Вместо него мы давно создали новое предприятие на шестьдесят рабочих мест», – рассказали мне по телефону в Ивьевском райисполкоме. С сентября 2006 года завод не производит продукцию. Сейчас из сотрудников там остались исполняющий обязанности директора, бухгалтер и три охранника. Время идет, сумма задолженности постепенно увеличивается. Чтобы расплатиться с долгами, нужно продать имущество.
Как рассказала заместитель генерального директора ГОУППП «Гроднопищепром», председатель ликвидационной комиссии Ивьевского консервного завода Наталья Сапрыкина, за два года работы проведено тридцать аукционов, из них состоялось лишь девятнадцать. Продать удалось оборудование и некоторые здания на территории завода. Остальная собственность до сих пор ждет покупателя. Ликвидационная комиссия снижала стоимость на двадцать процентов, затем по решению собственника имущество уценили на тридцать два процента, чтобы его стоимости было достаточно для удовлетворения требований кредиторов. Кроме того, весь имущественный комплекс разделили на три лота. Но даже при таких условиях желающих совершить покупку не нашлось.
 
Суд сказал: нет
«Дебиторам предложили взять имущество в счет погашения долгов, но никто из них на это не согласился, – рассказала Наталья Сапрыкина. – Поэтому ликвидационная комиссия подала заявление о признании экономической несостоятельности (банкротства) должника». Заявление о возбуждении процедуры бакротства Хозяйственным судом Гродненской области не было принято. Солидарной с ним оказалась и кассационная коллегия Высшего Хозяйственного суда.  «Мы считаем, что еще не исчерпаны все меры. Еще есть возможность поработать с имуществом, – пояснила судья Высшего Хозяйственного суда Оксана Михнюк. – Если стоимость невозможно снизить максимально, они могут разделить собственность на большее количество лотов продавать здания по отдельности».
 
Верхушка айсберга
Дело Ивьевского консервного завода – лишь верхушка айсберга, считает начальник Гродненского областного территориального отдела по санации и банкротству Министерства экономики РБ Елена Малявская. Проблема в несовершенстве законодательства. «Собственнику и ликвидационной комиссии рекомендовано продать предприятие за одну базовую величину, с учетом погашения долгов, – пояснила наша собеседница. – Но нет нормативного акта, который оговаривает механизм такой продажи».
На территории Гродненской области находится девятнадцать коммунальных организаций (городской, районной, областной форм собственности), которые по решению собственника находятся в стадии ликвидации. С такой же ситуацией, как на Ивьевском консервном заводе, могут столкнуться еще пять предприятий области. Это Сопоцкинский крахмальный, Волковысский консервный, Гродненский пивоваренный заводы, Сморгонский завод пищевых продуктов и Волковысский лесозавод. Они не могут продать имущество, чтобы погасить долги, так как имущество не пользуется спросом. Но дело вряд ли дойдет до суда. По мнению Елены Малявской, они могут столкнуться проблемой Ивьевского предприятия – скорее всего, хозяйственный суд отклонит заявление о признании их банкротами, так как продажа имущества в процессе ликвидации возможна только со снижением на двадцать процентов.
 
Интересно знать
Объявить о своей неплатежеспособности иногда выгоднее, чем пытаться максимально погасить долги. Если суд признает предприятие банкротом, реализовать его имущество, с согласия кредиторов, можно будет по возможной цене. В этом случае долги не будут погашены полностью.
 
Справка «ВГ»
В Гродненской области в прошлом году не было ни одного государственного предприятия, находящегося в процедуре банкротства. Для сравнения: Хозяйственный суд Гомельской области принял 34 заявления, Могилевской – 15, Витебской – 13, Брестской – 11, Минской – 6, города Минска – 6 заявлений.