Березы не плакали…

    Желающих много, а сока мало   На прошлой неделе в Индуре случилась необычная акция протеста. Покупатели перегородили дорогу работникам лесничества. Они требовали березового сока.

   Люди стали чаще покупать свежий сок прямо в лесу вместо того, чтобы добывать его самостоятельно. В этом году самый дорогой отпускали по 220 рублей за литр. Стоит ли мучаться самому, тем более что все нужно делать с ведома лесника. Иначе штрафы грозят нешуточные. Так не проще ли купить за бесценок?
   Ближе всего к областному центру напиток можно было приобрести в четырех лесничествах: Гродненском, Озерском, Поречском и Скидельском. А вот в Индурском, по словам заместителя директора по идеологической работе ГЛХУ «Гродненский лесхоз» Владимира Горохова, в этом году решено было сосредоточиться на заготовке сока для предприятий. Поэтому населению его продавали всего два дня: в понедельник и вторник. Чтобы успокоить возмущенных, пришлось продолжить еще и в среду.
   – В итоге выписали двадцать шесть тонн людям. Как раз этого объема нам и не хватает, чтобы план по переработке выполнить. Так что премии не получим, – сетовал помощник лесничего  Рышард Романович.
   Такого наплыва покупателей, как в этом году, здесь не припомнят. Брали сразу по двести-триста, а то и по четыреста литров. В итоге многие из тех, кто ездил сюда годами, остались ни с чем. В их рядах оказалась Елена, для семьи которой сок не просто лакомство. У ребенка хроническое заболевание почек. Диагноз редчайший, на всю Беларусь таких всего одиннадцать. Консервированный напиток, который продают в магазинах, противопоказан: в нем содержится лимонная кислота. В Индуру она ездит по старинке и на год заготавливает сто двадцать литров.
   – В этом году по телефону сказали, что населению реализовывать не будут. Потом выяснилось, что все-таки продавали. Оказывается, нужно было ехать – не прогадали бы. Дали, правда, телефон Гродненского лесничества. Так туда невозможно дозвониться. Я человек работающий, не могу вот так просто сорваться и в любое время дня ехать наобум. Почему четко не проинформировать, где и когда можно купить сок?
   Лесничий Гродненского лесничества Алексей Войтехович объяснил, что в понедельник, когда началась продажа, сломался телефон:
   – Пришлось дать номер мобильного, так люди звонили каждую минуту с семи утра до восьми вечера. Зарядки хватало только до обеда. Только за пять дней продали сорок пять тонн. Тогда как за весь сезон прошлого года – двадцать, позапрошлого – пятнадцать. Это не считая производственных заготовок.
   В лесничестве почувствовали, что спрос будет расти, и этой весной «подсочили» три тысячи деревьев. Втрое больше, чем в прошлом году. Но напитка все равно не хватает: подвела погода.
   – Природа ведь не производство, – говорит Алексей Войтехович. – Днем пекло солнце, ночью подмораживало. Из-за этого влага ушла моментально. Деревьям не хватало подпитки, поэтому и сока немного.
   В понедельник еще можно было «отовариться» во всех четырех лесничествах. И всюду собрались очереди из сотен желающих. В Поречском нам сообщили, что записываются уже с шести утра:
   – Всех обслужить не успеваем, хотя работаем даже в выходные. Быстрее бы он закончился!
   Чтобы прояснить картину, возьмем план заготовок по Гродненскому лесхозу (Гродненское и Индурское лесничества). К вечеру в понедельник там добыли 206,5 тонны из 220 запланированных. Из них 132,5 достались предприятиям, 74 – населению. Если посчитать, что в одни руки продавали в среднем по 250 литров, то хватило напитка на триста желающих. Ровно столько осталось в очереди.
   Работников можно было бы обвинить в нерасторопности, но заготовить больше положенного они не могут. Ведь «подсачивать» березы разрешено только в лесах, где через пять лет намечена вырубка. Иначе ухудшится качество древесины, поскольку у нее забирают положенную влагу. Повлиять на стихийный спрос рублем нельзя. Произвольно повысить цену лесничествам не позволяет законодательство, равно как и ограничить объем напитка, отпускаемого в одни руки.
 
   Справка «ВГ»
   За нарушение технологии, а также заготовку сока на участках, где это запрещено, гражданам грозит штраф в размере от четырех до пятидесяти базовых величин, индивидуальным предпринимателям – от десяти до двухсот базовых величин.