Маршрутные страдания

Когда водители экспресс-такси станут соблюдать расписание?  Поездка на вещевой рынок в выходной день может стать настоящим испытанием. В этом убедилась на личном опыте. Вместо того чтобы заниматься шопингом, целый час ждала на остановке маршрутное такси. Судя по всему, этот вид транспорта в нашем городе живет по собственным законам.

   С конечной остановки по улице Врублевского напрямую до рынка в поселке Южный можно доехать только экспресс-маршрутом № 22. Зная, что с самого утра будет много желающих, вышли из дома в десять часов утра. На остановке узнали: машина только что уехала, а следующая будет примерно через полчаса. «Можно и подождать», – подумали мы, поэтому не сели в автобус № 8. Ведь удобнее ехать без пересадок. Несколько девушек, которым не хватило мест в укатившем двадцать втором бусе, рассказали: пассажиры чуть не дрались за места. Причина такого ажиотажа выяснилась позже.
   Через полчаса желающих добраться до Южного собралось больше десятка, но маршрутка так и не приехала. Еще через двадцать минут люди стали волноваться. «Давайте скинемся на такси», – предложил молодой человек. Водитель авто, рассчитанного на шесть человек, соглашался довести до рынка за 14 тысяч рублей, но никто не поддержал идею. Мне тоже показалось, что платить больше двух тысяч только за проезд в одну сторону, дороговато. Напрасно. Поездка с двумя пересадками в итоге обошлась нам рублей на триста дешевле, зато отняла еще один час.

 
   Интервал или расписание?
   Выяснилось, что по маршруту № 22 курсирует четыре машины. Причем они принадлежат разным перевозчикам. Один из них рассказал: «Водитель болел и не выехал на маршрут». Два других уверяли: тот желтый бус, уехавший с остановки, принадлежит им. «Как можно вообще не соблюдать расписание!» – возмутился последний.
   В автобусном парке №1 узнала, что те, кто занимается экспресс-такси, должны руководствоваться Правилами перевозки пассажиров и грузов. Поэтому обязаны соблюдать расписание. Например, во время нашего ожидания микроавтобусы № 22 должны были отправляться в 10.30, 10.47, 11.05, 11.20. Примерный интервал – 15–17 минут. Но почему же водители так и не доехали до конечной остановки? Объяснение нашлось у перевозчиков. Им известно, что по утрам в выходные дни, когда многие спешат на рынок, некоторые машины могут возить пассажиров только от Вишневца до Южного и обратно. До конечной остановки такие любители наживы, конечно, не доезжают. «Может, мой водитель тоже не хочет кататься с пустым салоном через весь город», – возмущался один из перевозчиков с 22 маршрута. Все говорили, что с этим нужно как-то бороться, но никто не обвинял в «грехе» собственного работника. «Сомневаюсь, что это был мой водитель – очень ответственный, – уверял меня другой хозяин маршрутки. – Но если узнаю, что был он, накажу штрафом».
 
   Тысяча и одна причина
   Личный опыт подсказывает: даже если на конечную остановку приедет контролер, с помощью мобильных телефонов водители маршруток узнают об этом через десять минут и будут ездить точно по часам. После ухода проверяющего все вернется в старое русло. Именно по этой причине, наверное, удивленные пассажиры периодически получают билеты за проезд. Интересно, что обратно нам также пришлось ехать на том же 22 маршруте. Правда, с рынка «Южного» две машины уехали с интервалом примерно в десять минут вместо положенных семнадцати.
   В горисполкоме мне объяснили: только на этом основании доказать, что водитель нарушил расписание, очень сложно. Они всегда найдут тысячу причин, чтобы оправдаться. Например, опоздание можно объяснить пробками на дорогах. Не приехал на конечную остановку – значит, сломалась машина. «Если вы увидите, что водитель развернулся на каком-либо отрезке маршрута, запишите номер машины, запомните место и время. Тогда сможем наказать нарушителя», – посоветовала девушка.
 
   Конкуренты
   Автопарк №1 официально является оператором по организации перевозок. Например, его сотрудники проверяют техническое состояние машин и проводят медицинский осмотр водителей перед выездом. В их обязанности входит и функция контроля. По наблюдениям сотрудников автопарка, чаще всего (более 75 процентов случаев) нарушители не придерживаются расписания и маршрутов следования. Интересуюсь: может, более жесткий контроль поможет навести порядок? «Мы не можем проконтролировать всех водителей – ответил заместитель начальника автобусного парка № 1 Владимир Новик. – Мы проводим плановые проверки, о результатах сообщаем в горисполком, где и принимают меры. Знаю, что за систематические нарушения перевозчика могут даже лишить лицензии».
   Получается, что заставлять водителей бусов ездить точно по времени должны сами перевозчики, которые, судя по всему, тоже не торопятся это делать. Кроме того, маршрутки очень часто мешают движению общественного транспорта. «Останавливаются в начале «кармана» на остановках, – пояснил Владимир Новик. – В результате автобусы и троллейбусы не могут подъехать к бордюру».
   На Западе маршрутные такси считаются транспортом третьего мира, но у нас они не перестают оставаться в почете. Хотя проезд стоит почти в два раза дороже, чем талончик на автобус, многие готовы заплатить даже больше, если будут знать, что маршрутка поможет сэкономить время и гарантирует место в мягком кресле. Мне не повезло. После неудачной поездки на рынок, мне больше не хочется даже в будний день ездить 22 маршрутом. Разочаровывает только одно: ни один перевозчик моего маленького протеста даже не заметит – на место в бусе, которое могла бы занять я, найдется еще десять желающих.
 
   Кстати
   Претензии к работе маршрутных такси есть не только у автопарка и рядовых пассажиров. Работники ГАИ считают их водителей одними из самых злостных нарушителей. Как рассказал инспектор отделения по агитации и пропаганде ГАИ УВД Валерий Юдин, чаще всего в отношении их протоколы составляются за превышение количественного состава пассажиров, невключение показателей поворота при перестроении в соседний ряд, проезд на запрещающий сигнал светофора.

   Справка «ВГ»
   В городе существует 32 экспресс-маршрута, по которым ежедневно курсирует 160 машин в первую смену и примерно на два десятка меньше во вторую. Как правило, на каждом из них работает несколько перевозчиков. Обслуживают маршруты микроавтобусы, которые принадлежат 28 индивидуальным предпринимателям и 32 частным унитарным предприятиям.