Учитель фехтования,

    или Романтик плаща и шпаги    Перед истекающим кровью Меркуцио, другом Ромео, склоняет шпагу победитель Тибальт, брат Джульетты. «Чума на оба ваших дома» – последние слова поверженного. Так выглядит урок по сценическому фехтованию в Гродненской гимназии №5. 

    28-летний Василий Калач учит воспитанников школы с театральным уклоном драться и умирать на сцене.

     Жанна д’Арк в школе
    Как правило, педагог отрабатывает с учениками классические техники фехтования. Так сражались в XVI–XVII веках в Италии и Испании. По таким правилам ведутся бои в большинстве знаменитых пьес, а также в спектаклях о пиратах, мушкетерах…
    «Невозможно поставить Шекспира без батальных сцен. Во времена драматурга, когда в реальной жизни почти на каждом шагу использовалось оружие, актер на сцене не мог себе позволить плохо фехтовать, иначе бы его освистали и больше никогда не ходили на этот спектакль», – поясняет Василий Калач.
    Актер должен уметь театрально фехтовать, однако научиться этому непросто.
    – К сожалению, даже в Белорусской академии искусств, где я получил актерскую специальность, сценический бой преподавался на слабом уровне. Сказывался недостаток литературы. Мы тогда располагали единственным учебником, изданным в конце 1940-х годов. Пособия были посвящены только спортивному фехтованию. Теперь есть Интернет, – рассказывает гродненский учитель.
    Школьники сначала изучают виды оружия и в какую эпоху они использовались. Чтобы достоверно и убедительно изобразить схватки в спектаклях, надо овладеть основами фехтования. Отрабатываются боевые движения: режущие, колющие, маневры шпагой по круговой, линейной траектории, «восьмеркой». Занимаются не только юноши, но и девушки, ведь вполне возможно, одной из них придется играть на сцене или в кино Жанну д’Арк. 
    Но не все так просто. Школьник должен вести бой в соответствии с характером персонажа. От этого зависит плавность и порывистость его движений, мимика, жестикуляция. Если спортивный бой проходит на высоких скоростях и длится около тридцати секунд, то постановочный поединок замедлен, может растянуться до пяти минут. Так достигается драматический эффект.
    – Главный сценический закон – «знай меру». Это значит: не наноси удары слишком слабо или сильно, не используй обманные и неожиданные движения для партнера, если это не было заранее отрепетировано. Аккордный удар, означающий устранение противника, мы обозначаем легким прикосновением к телу, голове, – продолжает Василий Калач.

     К шпагам, господа!
    Правда, сегодня в руках старшеклассников вместо характерных трехкилограммовых длинных шпаг с полутораметровыми клинками спортивные клинки, которые намного легче. «Школа не может купить специальные аналоги других видов оружия», – говорит Василий.
   Он замечает, что даже в хорошем театре порой нет того арсенала, который требуется по тексту. Тогда эпизод опускается или видоизменяется. Чтобы поставить «Ромео и Джульетту», надо четыре раза менять снаряжение. В начале пьесы слуги начинают драку на коротком оружии со щитами (характерное снаряжение итальянской челяди XVI века). После к ним присоединяются благородные господа, вооруженные длинной шпагой и кинжалом. Далее приходят горожане с дубьем и камнями. Вслед появляется городская стража, вооруженная алебардами (топорами на длинном древке с шипами) и гизармами (косами на древке). Иметь это снаряжение – значит, донести до зрителя дух эпохи, «зацепить» достоверностью. 

     Охота короля
    Зато гродненец собрал личную коллекцию. «Вот этот палаш используется в постановках о пиратах». – Василий показывает мне шпагу с широким клинком, которую сделал своими руками. Копья и пики – тоже его работа. Корды, короткие сабли получались из купленных на рынке мачете. Латиноамериканские ножи для рубки тростника переделывались и под кривые сабли, которые попали в Восточную Европу с татарами и передают атмосферу в постановках сцен из романа «Дикая охота короля Стаха», баллад Мицкевича.
    Оружие простого люда, булава и кистень (представляет собой стальной груз на цепи, прикрепленной к палке), создавались также на кухне. Мечи и шпаги Василий Калач заказывал у кузнецов: клинки должны иметь такую закалку, чтобы не гнуться и не ломаться. Хотя фехтовать ими на уроках запрещено, будущие сценические мушкетеры могут только подержать их в руках.