Школу теснят коттеджи

Под частную застройку в Лососна продали даже общественный туалетЖурналист «Вечёрки» поехал в Лососновскую среднюю школу после того, как родители позвонили в редакцию. «Приезжайте, нас собираются закрыть, сегодня назначено родительское собрание – будут говорить, куда кого направят», – слышался на том конце провода взволнованный  женский голос.

Страсти вокруг школы кипят здесь с того времени, когда рядом стали распродавать участки под частную застройку, включая и школьную территорию, где находился туалет. А затем и вовсе решили закрыть единственное здесь среднее учебное заведение.
Но родители подняли бунт: школьный автобус из Лососна – единственная надежда для тех, кто живет в отдаленных деревнях.

Продали школьный туалет
Лососновскую школу маленькой не назовешь: сегодня в двухэтажном кирпичном типовом здании обучается триста учеников – много по «деревенским» меркам. Городские стандарты примерили после того как деревня вошла в городскую черту. «Нам сказали, что школы с наполняемостью классов в 15 человек экономически невыгодны для города», – пояснила директор Лососновской средней школы Галина Манцерова.
Но, по всей видимости, непростая судьба школы связана с  тем, что она находится в элитном районе застройки. В прошлом году от школьной территории «отрезали» и продали три участка земли под коттеджи. Один из них ушел «с молотка» вместе со… школьным туалетом. Впрочем, до сих пор ученики и учителя без него не обходятся, слушая недовольство новой хозяйки. Но поделать ничего не могут: Гродненский райисполком, который продавал эти земли, средства на новый туалет школе так и не выделил.
О стандартах наполняемости можно было говорить, если бы не то обстоятельство, что школьный автобус возит детей из отдаленных деревень, в которые не заезжает маршрутный транспорт.
– Подвоз детей осуществляется в две смены специальными автобусами за родительскую плату, – рассказывает Галина Николаевна.
Ближайшие сельские школы в этих местах находятся в деревне Польные Богатыри, где дают базовое образование, и в деревне Ратичи, где можно получить среднее образование. «В Ратичах – небольшое школьное здание и обучается около ста человек. Там, как и у нас, удобства находятся на улице, кухня в отдельной пристройке, но нет спортивного зала», – поясняет директор.
Смущает и тот факт, что для теперешних учеников из деревень эти школы находятся на пять-десять километров дальше, чем Лососна. «О Сопоцкине и Лойках даже говорить нечего, слишком далеко», – считает педагог. 

Психологический стресс
Шел разговор о том, что ребята из деревень, которые вошли в городскую черту, могли бы подъезжать и в новую школу в микрорайоне Фолюш, которую планируют сдать к следующему учебному году. Им могли бы также предложить ближайшие средние школы – №№12, 15, 20 или гимназию №3. Но пока учебные заведения Фолюша переполнены. К тому же для недавних сельчан надо было поменять расписание маршрутного автобуса №4, только он связывает эти места с «большой землей», но курсирует редко.
– Представьте, ребенку надо вставать в 5.30, чтобы доехать до городской школы. Автобус №4 курсирует с интервалом в час. Мы не в коттеджах живем, а в «старых Барановичах»: до автобусной остановки 30 минут ходьбы, а потом до городской школы еще надо потратить 20 минут или пересаживаться на другой транспорт. Мы прекрасно понимаем, сколько стоят участки в этом районе, и догадываемся, почему школу хотят закрыть: на этой территории можно разместить еще три-четыре дома, – рассказала  Ольга Зайнуловна, мать двоих детей, жительница деревни Барановичи.
Она, как и все собравшиеся в актовом зале школы в четверг, ждала «приговора». Зал гудел, возмущался, люди высказывали свои аргументы.

Гражина из деревни Подлабенье, мать двоих школьников:
– Сейчас дети ездят в школу за шесть километров. Чтобы добраться в ратичскую, надо проехать десять километров. К тому же ребята посещают кружки в городе после уроков. Если нас переведут в Ратичи, ездить на дополнительные занятия станет невозможно, это другое направление.
Ольга Ивановна из деревни Тричи, мама первоклассника:
– Я знаю водителя автобуса, ему доверяю. Когда еду с работы из города, есть возможность забрать ребенка из Лососна. Если нас переведут в Ратичскую школу, мы не сможем забирать детей.

Иосиф Чеславович из деревни Беляны, отец восьмиклассника:
– Нашу белянскую школу закрыли два года назад, для детей была психологическая нагрузка переходить в другое учебное заведение, теперь снова их нужно волновать. Теперь они ездят в школу за десять километров, а надо будет – двадцать километров.

Марина из деревни Баля Сольная, мать двоих детей:
– Это семейная школа, педагоги все с высшей категорией.
Действительно, не останавливает родителей даже льгота, которой могут пользоваться дети из деревенских школ. И неслучайно. Лососновская СШ всегда имела высокие показатели поступаемости в вузы и хорошие результаты на олимпиадах, которыми не каждая городская школа может похвастаться.

«Спрос» на школу
Минуты ожидания… И приехавшая комиссия огласила: школу закрывать не будут. Решение приняли очень быстро. Еще в обед начальник отдела образования горисполкома Сергей Блажей прокомментировал, что изучат «спрос» на школу, и если выпускники девятых классов собираются покинуть эти стены, заведение держать нецелесообразно. Даже, видимо, с учетом того, что в этих местах ведется активное строительство в микрорайоне Барановичи, в Лососна и в деревне Подлабенье, где возводятся дома под будущий агрогородок.
Правда, родители перед этим сходили к губернатору и высказали свои мнения. На собрании людям пообещали, что больше школьные земли трогать не будут, новый туалет все-таки построят уже за счет городского бюджета и сделают ремонт. Теперь родителей волнует, стоит ли верить и надолго ли затишье, уж слишком здесь приметные участки…

Как должна была развиваться Лососновская школа по проекту?
Бывший главный архитектор Гродненского райисполкома Анатолий Король:
– Неоднократно были попытки райисполкома «отрезать» от школьной территории в Лососна земли под уплотнение частной застройки. Я всегда был против этого. Существовал утвержденный проект детальной планировки, согласно которому намечали реконструировать школу и увеличить пришкольную территорию.