Не родись красивой

Историю деревни Гожа изучает приходской священник по рукописям и старинным хроникам Привычный перевод Гожа  как «пригожий» вовсе не означает, что имя деревни связано с красивыми местами или жителями… На самом деле название происходит от слова «ozis», что в переводе с литовского означает «козел».  В гожских лесах их водилось множество.

Сама деревня как населенный пункт  является практически ровесницей Гродно. Видели здесь и крестоносцев, и шведов, и наполеоновских солдат…
По старинным хроникам, костельным летописям (квестионариям) изучает прошлое Гожи,  отыскивает удивительные малоизвестные факты настоятель костела Святых апостолов Петра и Павла ксендз Павел Шанчук. За семь лет накопил он немалый архив, дополнил старинными предметами и создал  при костеле небольшой музей истории прихода и самой деревни.

Добились Магдебургского права
– При впадении Ожки, теперь Гожанки, в Неман люди жили еще в каменном веке, – рассказывает Павел Шанчук. – Местные жители в 1912 году нашли каменные топоры и зубила, а кузнец Казимир Роман в 1885 году – бивень мамонта весом около 37 килограммов. Бивень вывезли в Петербург. Примерно две тысячи лет назад появились здесь литовские племена, о чем свидетельствуют названия окрестных мест: auksztyja (высокие горы), raista (болото) и другие. Во времена татарского нашествия, в 1241 году, здесь был довольно большой населенный пункт, который татары полностью сожгли, жителей угнали в неволю. В XIV веке трижды разрушали и сжигали Гожу крестоносцы. В конце XIV века Гожа вместе с Гродно принадлежат великому князю Витовту, в 1413 году становится центром повета в Трокском воеводстве.
Первый костел Святого Петра был построен в Гоже во время правления короля Казимира IV Ягеллончика, который с 1463 по 1492 жил в Гродно и постоянно приезжал в эти места охотиться. Его сын Александр выделил для костела пахотные земли, луга, два озера, две мельницы. Во времена правления короля Жигимонта Августа Вазы в Гоже насчитывалось до 500 дворов, а местечко имело Магдебургское право.  
Потрясающие живые подробности давних времен отыскал ксендз Павел в хрониках. Так, примерно в 1598 году собственником и старостой Гожи был Хероним Мицута, в своем поместье он построил мост через Ожку и за переезд брал плату.
В 1662 году Гожа была предназначена для проживания переселенцев из Смоленской и Стародубовской губернии, многие из них никогда не вернулись на родину даже после раздела Речи Посполитой (РП). Сейм РП утвердил за ними право собственности на землю. Так Яков Воеводский, судья смоленский, получил в Гоже 197 домов с семьями, Ежи Пузына – семь домов с семьями в собственность.
А в начале XVII века буйствовали в Гоже шведы, мучили местных жителей: «зажимали между стеной и лавкой». В 1665 году жителей поубивали, местечко разрушили, но оно все равно возродилось, правда, расцвет миновал. К началу Северной войны осталось 25 дворов.

Как Ожка стала Гожей
В 1785 году деревня получила современное название Гожа. Владел тогда ею Юльян Сильвестрович, приобретший права собственности за 9800 злотых, а землями его потомки обладали до середины XIX века.  Не миновала деревню и наполеоновская армия. Французы пробыли несколько дней, но вели себя мирно, местных жителей не трогали. Остались после них мушкетные пули да пуговицы. А вот моровая язва в 1855 году «унесла жизни многих людей», пишется в костельных хрониках. Во время  русско-турецкой войны в 1877 году в Гоже в каждом доме жило по одному русскому солдату. Они пекли хлеб и сушили сухари для фронта.
Всего в истории Гожи было три костела: первый построен в 1492 году, о втором известно, что был разобран в 1700 году. Строительство последнего, Святых апостолов Петра и Павла, было начато в 1862 году, а закончено через семь лет. Во время первой мировой войны Гожу сильно обстреливали, но ни один снаряд в костел не попал. Зато в старых соснах сохранилось множество осколков. В деревне стоял российский госпиталь. До нас дошли воспоминания одного из врачей, который видел, как над храмом Дева Мария простерла покрывало. Впоследствии были изданы открытки с подобным сюжетом, одна хранится в небольшом музее при костеле.

Чешуя в котелке
– Люблю походить по огородам с металлоискателем, – говорит ксендз Павел, – много интересного можно найти.
Например, мелкие монетки «чешуя», которые имели хождение со времен Ивана Грозного до XVIII века. Делали их из тонкой проволоки, которую нарезали на меленькие кусочки и расплющивали. А вместо кошелька чешую хранили обычно за щекой во рту, такая она была дробная. Самые старые экспонаты – каменный топор VII–IX века до нашей эры (его ксендз привез из Островца), медные наконечники стрел (возможно, по мнению Павла Шанчука, скифские, использовались как деньги), сережки, так похожие на аналоги XII века.
Занимательна история мушкетных пуль. Их солдаты могли использовать как пуговицы, при необходимости отрывали и стреляли. В хрониках описано, как одной такой пулей в Гоже убили троих шведов.
Собраны в музее открытки, среди них портрет гожского почтальона, книги с пометками местной библиотеки, копия декрета короля Александра об открытии костела, деньги, паспорта, документы, экспонаты времен Российской империи (гожские земли отошли к России в 1794 году).
Есть любопытная справка, выданная Болеславу Гавриховскому о работе в костеле по совместительству (он был настоятелем 50 лет и оберегал действующий приход в Гоже до 1998 года). Часть экспонатов приносят прихожане, за что им от священника отдельная благодарность. Так, в немецкой каске бабушка  из Лукавицы хранила куриные яйца. Долбанку – лодку из цельного ствола дуба – подарил охотник Иберт Крысюк.
А  жетон десятского Павел Шанчук нашел в Привалках. Сначала думал, что крышка для банки. Отчистил – и еще один экспонат приобрел свою историю. Десятский был обычным крестьянином, что-то вроде старосты. Он наблюдал  за десятью домами, чтобы был в них мир и порядок.
Все сбылось, как в поговорке: не родись красивой, а родись счастливой. Деревня за века сохранилась и развивается.