«Чайка» как чистящее средство

Десятого  января театр открывает 62-й сезонДождались. Ремонт в областном драматическом театре завершен до степени, когда можно показывать спектакли. Открывает 62-й сезон на большой сцене пьеса Антона Чехова «Чайка», поставленная главным режиссером Валентином Мацулевичем.

– Представьте себе старый корабль, на который налипли ракушки, днище пора чистить. Так и театр со временем обрастает ненужными наслоениями. И лучшее средство для обновления – классика, – рассказал Валентин Мацулевич на пресс-конференции в конце декабря.
Всем интересно,  сможет ли молодой состав актеров в этом проекте вытянуть комедию, а режиссер в любом случае надеется на резонанс. Один из спорных моментов для него заключается в самой подаче Чехова, в конфликте между авторскими афоризмами: «в человеке все должно быть прекрасно» и «моя задача по капле выдавливать из себя раба». Ждать осталось недолго, премьерные показы пройдут 10 и 11 января.
Уже через неделю, 17 января, еще одна премьера, и снова  Валентина Мацулевича:  комедия положений «Блэз» по Клоду Манье.  Всего в этом году ожидается девять премьер, и это самая большая заявка гродненской труппы за последние годы. Также впервые за долгое время в работе задействован весь состав актеров.
На мой взгляд, серьезные ставки сделаны в репертуаре. Зимой мы увидим спектакль «Брат Алеша» по Федору Достоевскому, режиссер Геннадий Мушперт в соавторстве с Сергеем Куриленко. Затем дебют в качестве режиссера актрисы Оксаны Пликус, которая ставит пьесу белорусского автора  «Незваный гость».
Как сообщили на пресс-конференции, в 2009-м поставят спектакль «Ночь Гельвера» польского драматурга Ингмара Вилквиста. Пьеса обязывает: в ней поднимаются сложные и трагические темы жизни и смерти, подлости, мужества, долга, милосердия. В спектакле действуют два главных героя: Карла и Гельвер, ее тридцатилетний слабоумный приемный сын. Потеряв родного ребенка, Карла пытается спасти Гельвера ценой его… смерти. «Спектакль, безусловно, шоковый, смотреть его почти так же трудно, как и играть», – написано в рецензии на питерскую постановку. Посмотрим, что же нас ждет в Гродно.
«Развеселить» зрителей может народная поэма «Тарас на Парнасе», которая обычно ставится  в лубочном этноварианте. Кто написал «Тараса», до сих пор неизвестно, а пьесу для театра белорусский драматург Сергей Ковалев придумал в честь 150-летия со дня выхода поэмы в свет. В спектакле ожидается множество смешных, забавных житейских ситуаций, заодно вспомним родную белорусскую речь.
И, наконец, последняя из премьер для взрослых – «Гарольд и Мод» по роману английского драматурга Колина Хиггинса. Встреча экстравагантной 80-летней графини Мод и 18-летнего Гарольда изменяет их движение по жизни от разрушения и злобы к красоте и любви.  Еще сможем посмотреть два новых спектакля для детей. Сказка «Иван-царевич» уже идет в качестве новогоднего представления, гродненский вариант «Приключений кота Леопольда» – пока в планах.
Некоторые спектакли в этом сезоне пропали из репертуара, среди них «Афинские вечера» и «Варшавская мелодия», под вопросом «Пьемонтский зверь». Несмотря на то что срок жизни постановки отмеряет зритель, в данном случае основная причина – реконструкция. «Восстановление некоторых спектаклей может стоить столько же, сколько новая постановка», – сообщил Александр Габец, заместитель директора театра.
На ремонт в «драме» потрачено 15 миллиардов рублей из областного бюджета. Новые звук, свет, электронная начинка в управлении сценой, центральный кондиционер (директор театра Григорий Марковец надеется, что систему вот-вот подключат и температура в зале станет выше 18 градусов), новые кресла, новое покрытие в зале и на большой сцене, из гримерок актеров можно будет вызвать по видеосвязи. Остались только сцена малого зала, первый и шестой этажи. Да еще труппе не хватает автобуса.
Как рассказала руководитель литературно-драматической частью Леокадия Максимович, намечены обменные гастроли с одним из столичных театров. В Гродно в этом году посмотрим спектакли гостей из Могилева, Белостока, Орла и Брянска.
Актеры рассчитывают, что в этом году откроется клуб творческой интеллигенции, где можно будет обсудить спектакли и быть в курсе зрительских симпатий. Для заслуженного артиста Беларуси Александра Шелкоплясова  открытие сезона – пока просто еще один очередной рабочий год. Уже хорошо то, что  он занят в детской сказке и, наконец, играет свою любимую роль… настоящего злодея.