Волшебный дед

Профессиональный Дед Мороз Сергей Бочков об «отмороженных» елках, пропавших подарках, оторванной бороде и полетах на МарсСвое первое выступление в образе Деда Мороза режиссер облфилармонии Сергей Бочков... не помнит. И вовсе не потому, что с тех пор прошло уже лет тридцать. Просто роль ему – тогда еще десятикласснику – досталась так неожиданно, что от волнения даже в себя прийти не успел.

– Помню только, что жарко было и страшно мешал костюм. Знаете, какие в школах костюмы бывают: лет по пятнадцать–двадцать лежат. Только бороду «припудрили» мукой, чтоб не такой грязной казалась. Сценария не знал, импровизировал на ходу. А всё потому, что настоящий Дед Мороз напился. Перед школьным вечером хватились его, а он встать не может. Вот и пришлось заменить. Потом, когда все закончилось, вышел на улицу – и просквозило. Схватил воспаление легких.

Наверное, после такого дебюта Дедом Морозом больше быть не хотелось?
– Наоборот! Я в душе Дедам Морозам завидовал – у них ведь шоколад, мандарины… Неслыханные по тем временам лакомства! Вот и работаю теперь каждый год – с тех пор как поступил в «щуку». Для студента это к тому же был заработок, не нужно по ночам уголь грузить. Главное – продержаться.

 Это вы о традиции спаивать Дедов Морозов?
– Вот именно! Когда в первый раз выезжал на вызов, смотрю: две Снегурочки садятся и восемь Дедов Морозов. «Зачем так много?» – спрашиваю. А мне отвечают: «Потом узнаешь». Скоро понял, в чем дело: из подъездов артистов чуть ли не выносили. Тогда запасные в ход шли. Один мой коллега, опытнейший Дед Мороз, чтобы не пьянеть, гениальную вещь придумал. Он приклеивал под бороду целлофановый пакетик и все туда выливал.

Курьезы на елках случались?
– А как же. Самый «заколдованный» атрибут – это мешок с подарками. Стоит его поставить – тут же исчезает. Бывает, дети утащат, но чаще коллеги-артисты. Как-то долго не мог свой мешок найти – оказалось, что он совсем рядом: под елкой спрятали.

А борода не подводила?
– Бороду несколько раз срывали. Вот у детей смеху было…

Дед Мороз – это легкая роль?
– Нет! Самая трудная. Из канонов выбиться сложно. А надо. И хочется. Но все уже задано: «Здравствуйте, детки, какие вы сегодня нарядные…» Когда все эти рамки преодолеешь, внесешь свое понимание, тогда и станешь настоящим Дедом Морозом.

На корпоративах, вечеринках выступать приходилось?
– Конечно. Я и в этом году «морожу». Однажды со мной забавный случай был: приезжаем на вечеринку, а костюм забыли. И никаких атрибутов «дедморозовских» нет. Нашелся только лист бумаги, А3. Мы разрезали его на две части, из одной скрутили кулечек, накрасили губной помадой – получилась шапка. А из второй половинки вырезали бороду. Самое удивительное, что публика восприняла меня «на ура»! На следующий день даже знакомым рассказывали, понравилось. Для взрослых ведь Дед Мороз – это символ, не больше.

Перед кем выступать интереснее?
– Перед детьми, конечно. На корпоративке так: пришел, поздравил – и ступай себе, у нас тут уже стол накрыт. А дети ждут. И верят. Для них это счастье огромное – поговорить с Дедом Морозом! Я перед тем как на утренник идти, всегда в рукав, в лацкан, конфеты на булавочках прятал. Зачем? А чтобы ребенку потом подарить: конфетка как будто из воздуха появляется. Дед Мороз ведь всегда волшебник.

Костюм на заказ шьют?
– С костюмами у нас беда. Я считаю, что у каждого Деда Мороза наряд должен быть персональный, по его размеру пошитый. В театре у меня был свой костюм, но когда я ушел, он достался другому артисту. А в большинстве организаций так: заказывают шубу, а потом подгоняют под фигуру. Исполнитель меняется – начинают перешивать. А когда праздник уходит – заталкивают все в пыльный шкаф. Через год достают и удивляются: боже, что это? И это надо надеть? Костюмы и бороды ведь никто не стирает, не чистит. Поэтому Деды Морозы у нас бывают несвежие, пыльные.

Сопоставимы ли зарплаты Деда Мороза и артиста?
– А что такое зарплата артиста? Триста пятьдесят–четыреста тысяч. Новый год – хорошая возможность подработать. Одна елочка, корпоративка, сейчас пятьдесят долларов стоит. Это минимум. Кто-то работает и за сто пятьдесят. «Отморозил» четыре елки – и у тебя зарплата за месяц. Это даже среднему Деду Морозу под силу. Новогодний сезон начинается числа с 17 декабря и к 10 января затихает. Вот и прикиньте.

Новый год удается дома встретить?
– Обычно мы дома собирались уже первого или второго числа. В новогоднюю ночь нужно было быть Дедом Морозом. Но в последние два года выступаю только по заказам. Надо давать дорогу молодежи. Я убежден, что Дед Мороз – это веселый, задорный мальчишка. С озорными глазами! Тогда дети верят.

А ваши дети верили в Деда Мороза?
– Конечно! И, удивительно, долго меня в наряде не узнавали. Теперь они уже взрослые, но до сих пор у нас есть традиция: на Новый год мы собираемся всей семьей, и я переодеваюсь Дедом Морозом. Домашние мне подыгрывают. Это так замечательно – побыть немножко детьми. Ведь что такое жизнь? Она короткая совсем: пятьдесят раз посадить и выкопать картошку. И если между этими посадками и копаниями не устраивать себе праздники, можно многое потерять. А Новый год – особенный праздник, он всех объединяет.
 
О каком подарке к Новому году мечтает Дед Мороз?
– Легче сказать, о каком не мечтает: не хочу денег, не хочу машину. Когда мечта может сбыться – это уже не мечта. Я бы вот на Марс слетать хотел. Посмотреть, есть ли там Деды Морозы…

Справка «ВГ»
Сергей Бочков, профессиональный Дед Мороз. По совместительству режиссер-постановщик Гродненской областной филармонии. Окончил Щукинское театральное училище и Минский институт культуры. В роли Деда Мороза дебютировал в 1977 году. Непрерывный «дедморозовский» стаж – 25 лет.
Около 15 лет работал в облдрамтеатре, 10 из них был «штатным» Дедом Морозом.