Задачка с секретом

Почему учебники издают с ошибками?Гродненец Иван Петрович долго ломает голову над задачами по математике своего сына, пятиклассника. И не потому, что взрослый мужчина не может осилить школьную программу, просто примеры, где плюс перепутан с минусом, не имеют решения.

«Встречаются и бессмыслицы: ответ выходит в дробях, а пятиклассники их еще не проходили», – рассказывает читатель «Вечёрки», листая сборник задач по математике для четвертого класса, который вышел в свет в 1991 году.

Европа – континент?
Директор СШ №32, математик Николай Бойко пояснил, что в этом издании он видел больше всего ошибок. Отметил и некорректную постановку условий задач.
– Описание задачи растянуто на полстраницы, утяжелено названиями рек и озер. Пятиклассник, пока дочитает до конца, забывает, что написано вначале, – говорит Николай Бойко.
По мнению математика со стажем, это издание по ошибкам может посоревноваться с «решебниками» для подготовки к экзаменам, где часто не соответствуют ответы. Учителя уже давно не советуют школьникам ориентироваться на ответы в конце книг. Существуют и «специальные» ошибки. Провокационные задачи практикуются при нетрадиционном развивающем обучении Эльконина, Давыдова. Примеры-ловушки, которые составляют совместно с психологами, используются для тренировки логического мышления. Но это совсем другая история.
Директор вечерний школы №1, физик Владимир Арабенко заметил, что и в учебниках по его предмету много ошибок, описок и опечаток. Случается, что преподаватели собираются в учительской и решают пример сообща, чтобы понять, где описка. Географ лицея №1 Юрий Черненко говорит, что встречал ошибки в терминах, когда, к примеру, Европу называют континентом. И видит объяснение в том, что ученые с узкой специализацией не могут в равной степени хорошо ориентироваться в физической и экономической географии, что требуется, к примеру, для создания учебника десятого класса. А соавторство книг может закончиться только именами на титульном листе.
Интересно, что ошибки в учебниках по истории доказать трудно. Часто загвоздка в датах. Ученые говорят, что они считают исторические события по разным календарям, поясняет начальник отдела образования горисполкома Сергей Блажей, по образованию историк.

Недостает опыта
Преподаватели школ по-разному выходят из положения, находя в учебниках ошибки. Некоторые задают задания типа «найди описку в книге», другие, чтобы не утяжелять учебный процесс, обходят их стороной.
Так откуда столько ошибок в наших учебниках? Сказывается нехватка опыта в их создании. До развала СССР учебники единого образца для всех республик писались российскими авторами, пояснила  начальник управления общего и среднего образования Министерства образования Валентина Маевская.
Национальный институт образования проводит мониторинг ошибок. На новый учебник рецензии с замечаниями и предложениями составляют предметники со всей республики. Но, увы, издания с ошибками очень трудно заменить. Не позволяет четко определенный срок эксплуатации. Для каждого пособия он свой: зависит от того, сколько часов по предмету предусмотрено в неделю. К примеру, если математику учат четыре раза в неделю, то учебник спишут только через три года. Можно надеяться на то, что последующие – второе, третье – издания будут лучше, ведь замечания направляют авторам.

Химию учим по тетради
Правда, с этого года с переходом на одинадцатилетнее обучение определилась более актуальная проблема, как говорят специалисты. Не хватает учебников для школьников с девятых по одиннадцатые классы, ведь их стало почти в два раза больше. А некоторые и вовсе остались без книг и учатся по тетрадям. Это, к примеру, шестиклассники, для которых ввели физику, и семиклассники, впервые начавшие изучать химию. Недавно коллега посетовала: «Сын третий месяц учит химию по тетради. А уже вначале проходят сложные термины, такие как «атомная молекуряная масса». Идут формулы, которые для двенадцатилетних детей в новинку, а как они могут понять их по скупым записям в тетраде?» В Минобразовании этой проблемы, видимо, не видят. По словам Валентины Маевской, это вводные лекции в предмет, поэтому пока достаточно изучать их по тетрадям для лабораторных работ. Во втором полугодии начнут печать дополнительные учебники для старшеклассников.
Хватит ли времени авторам на работу над ошибками, когда надо перекраивать все учебники под новую программу, непонятно. А пока гродненец Иван решает задачи десятилетнего сына на компьютере.  

Эксперт «Вечёрки»
Заведующий кафедрой русского языка ГрГУ, доктор филологических наук, профессор Алексей Никитевич (автор учебника «Фонетика. Словообразование» для школ с углубленным изучением русского языка, вышедшего в Минске в 1998 году):

– Ошибки и описки в учебниках могут быть связаны с тем, что к процессу их создания имеют отношение не только автор, но и разные люди:  редакционная коллегия, редактор, корректор. Неточности могут быть и не на совести автора. К примеру, корректор может работать над учебниками и математики, и русского языка, при этом не зная специфики предмета. Могут встречаться элементарные технические описки. Сам ездил в Минск семь раз к редактору, перед тем как учебник, который составил, отправили в типографию. Следил, чтобы знаки не сместились, старался минимизировать описки.   

Справка «ВГ»
По данным Минобразования, сборник задач по математике для четвертого класса будет переиздан во втором полугодии. На дополнительные издания выделено 36 миллиардов рублей. Будут печатать для старшеклассников книги по физике (9 класс), информатике (9 класс), истории Беларуси (10 класс), русской литературе (11 класс), трудовому обучению. Дополнительные будут издавать геометрию (8 класс), вторую часть белорусского языка для 4 класса.