Знакомьтесь, Городница

Восемь ликов одной площадиЧестно говоря, мы не беремся утверждать, что вспомнили обсолютно все названия, но то, что их было примерно столько – исторический факт.

Еще раз попробуем, но уже вместе, их повторить: Городницкая, Губернская, Дворцовая (с 1864 года), Наполеона (Napoleona), Свободы (Wolnosci), Тизенгауза (Tyzenhauza), Йорк-плац (York-Platz), Ленина и, наконец, последнее ее воплощение – снова площадь Тизенгауза… Это чем-то напоминает заклинание, с помощью которого, словно сквозь волшебную линзу, мы заглянули назад, в прошлое в поисках загадочной формулы – кода Городницы. И не только ее, но и всего нашего города…

Больше, чем точка на карте
Нам уже однажды приходилось писать на страницах «Вечернего Гродно» про замок на Городнице, после чего довелось выслушать критику со стороны своих некоторых коллег, которые отказывались поверить в существование еще одного гродненского замка, да еще настолько удаленного от исторического центра. Но деревянный замок на Городнице существовал реально и отражен на плане 1706 года из архива в Дрездене, а описан был в еще более ранних документах.
Можно, конечно, усомниться и в самом существовании Городницы. Если более точно, то объяснения требует, собственно, топоним Городница, под которым до середины XVIII века скрывается сразу несколько понятий…
Вероятнее всего, в XII веке это было ближайшее к городу село. Один из авторов придерживается теории происхождения названия «Гродно» («Городен», «Городня») от названия малой реки «Городня» («Городница», «Городничанка»), которая впадает в Неман в районе поселения XI века на территории Старого замка. Эта теория имеет многократные аналоги происхождения названий древнерусских городов: речка Полота впадает в Двину – «Полотеск» (Полоцк), речка Витьба впадает в Двину – «Видебск» (Витебск), ручей Волковыя впадает в речку Россь – «Волковыйск» (Волковыск). В случае с ближайшей к древнему Гродно деревне, стоящей на реке Городне, происхождение очевидно – большой город – Городня, Городен, деревня – Городница.
Так, например, еще в волочной помере середины XVI века упоминается село с таким названием в окрестностях Гродно, часть которого, правда, со временем превратилась в Сухую Долину  – метаморфоза сама по себе довольно интересная (еще позже название стало звучать, как Сухое Село). После опустошительных событий русско-польской войны земли бывшей Городницы постепенно переходят в руки мещан и литовской знати. Среди прочих здесь располагались владения Сапегов, Гневинского, Сенницкого и других. Вот только вопрос: где находились Городница, где Сухое Село, где частные владения, подаренные королями?
Куда ближе к сегодняшнему кварталу с подобным именем находился замок на Городнице. При нем имелось два королевских двора: один на Городнице, устроенный Себастьяном Дыбовским по приказу королевы Боны, а другой в десяти верстах от Гродно – в Вертелишках. При городницком дворе было около десяти уволок пахотной земли. При каждом дворе «сидели» так называемые «огордники», которые были обязаны нести натуральные повинности и которые относились к общей юрисдике гродненскаго королевскаго замка. Кроме того, с XVI по конец XVIII веков существовал… фольварк Городница. На 1560 год тут были гумно, солодовня, бровар и дом управляющего фольваркам.
Как видно уже из одного перечня, Городница с самого начала представлялась чем-то многоликим, большим, чем точка на карте.

Подскарбий и его Площадь
Сама площадь сформировалась в 1765–1785 годах как административный и культурный центр, как бы сказали в советское время, города-спутника Гродно – Городницы. Разработка проекта на незастроенных землях королевского фольварка практически у черты города позволила архитекторам перевести в натуру «идеальные» принципы планирования эпохи позднего борокко. Городница располагалась на сравнительно ровной местности и была отделена от старого города естественными рубежами – с востока и юга ее окружала дугой речка Городничанка, с северной стороны – глубокий овраг ручья Юрисдика. С запада участок также был ограничен глубокими оврагами.
Городница возникла по инициативе подскарбия ВКЛ Антония Тизенгауза и не без определенного влияния «ближнего круга» короля Станислава Августа Понятовского, члены которого были пронизаны идеями Просвещения и масонства. Правда, подскарбий несколько выбивался из этой компании. И. Гибянский в своей изданной посмертно монографии «Граф Антоний Тизенгауз и Гродненские королевские мануфактуры …»  так охарактеризовал литовского подскарбия: «Деспот по характеру, недостаточно знакомый с предметом своих занятий, он считал себя очень умным и принципиально не читал книг, находя, что «у читающего ум заимствованный, а у него собственный». Считая свои предприятия очень удачными, он не выслушивал мнения других, а письменные заявления и проекты бросал, не читая. Все это обуславливало многочисленные ошибки как в выборе людей, так и в общей постановке дела. Непреклонность характера и желание во что бы то ни стало продолжать начатое дело приводили нередко к крупным убыткам».
Еще Екатерина Квитницкая – одна из лучших знатоков проблемы – отмечала, что в литературе имеются весьма краткие данные об архитекторах Городницы. В первый период строительства, с 1765 по 1775 год, тут работал дрезденский архитектор Иоганн Георг Мёзер, «архитектор его королевской милости». Известно, что им подписаны проекты так называемых «босняцких домиков», о которых речь впереди, и что он преподавал в местной строительной школе. Но позже великолепный белорусский архитектор-реставратор Валентин Калнин, единственный из архитекторов, который сам от начала до конца работает в архивах и библиотеках, по своим проектам несколько исправил ситуацию со сведениями об архитекторах, создавших Городницу. В своей статье «Городница – городской ансамбль XVIII века» В. Калнин уточнил, что инициалы архитектора «J.M.». Однако в частном разговоре с одним из авторов он не исключил, что это просто «Jego Mosс», то есть «Его Милость». Тогда, во время разговора мы сошлись во мнении, что автором проектного плана комплекса Городницы был именно Мёзер (Mёser, Moeser), а так как мое предположение поддержал новыми аргументами мой Учитель, было вдвойне приятно. Валентин Валентинович первым опубликовал проектный план Городницы из собрания Кабинета гравюр библиотеки Варшавского университета.
Но Мёзеру Тизенгауз платил мало и не в срок, требовал много, и архитектор в 1775 году уехал из Гродно в самом разгаре реализации собственного плана.