Гранит и муза

Какой театр нас ждет в новом сезонеОткрытие театрального сезона в гродненской «драме» откладывается предположительно до ноября. Вокруг и внутри здания идет большая стройка. Но и в   труппе происходит «реконструкция». После многолетнего перерыва назначен главный режиссер – со своими планами, как нарушить сонное состояние у актеров и зрителей.

Пробным камешком в Гродно стал спектакль «Эта… любовь», который заслуженный деятель искусств Латвии Валентин Мацулевич поставил в феврале. А затем он согласился возглавить творческую часть областного драматического театра.
Оживить атмосферу новый главный режиссер решил с помощью премьер, всего их запланировано девять.
– Когда я пришел,  в репертуаре была задействована треть труппы, у остальных работа носила случайный характер, а это для актера деквалификация. Театр ведь не имеет понятия «завтра» или «вчера», он существует только «сегодня», – говорит Валентин Мацулевич. – Теперь будут задействованы все, но может возникнуть вопрос о работоспособности.
Какой спектакль откроет  экспериментальный 61-й сезон 2008–2009гг., пока неизвестно. Подготовлены три премьеры.  Современная сказка «Лёлька» (режиссер Кирилл Поцелуев) рассчитана на разный возраст: от подросткового до взрослого.  Ремикс десятой книги  «Мальчики» из «Братьев Карамазовых» Федора Достоевского в варианте режиссера Геннадия Мушперта в соавторстве с Сергеем Куриленко  назвали «Брат Алеша». Комедия положений «Блэз» Клода Манье (режиссер Валентин Мацулевич) о молодом художнике, который не может разобраться в любовницах и чувствах. Все три премьеры делают ставку на молодежный состав, а в «Блэз» заняты студенты колледжа искусств.
Валентин Мацулевич планирует основательно «почистить» репертуар, убрать устаревшие и неинтересные, на его взгляд, спектакли. Качество игры должна определить классика. В первых числах декабря нас ждет чеховская «Чайка». «У многих накапливаются штампики в работе, от которых трудно избавиться. Есть проблемы со школой. Классика – это момент истины, она все проверяет», – считает главный режиссер.
Приглашая на первые роли молодых актеров, студентов, Валентин Мацулевич идет на определенный риск, но для него если провал, то с треском, а рисковать – привычное дело. Его политический театр в Латвии выдержал три громкие премьеры, затем пришлось закрыть проект.
– Сегодня в Латвии процветает театр коммерческий, а успех у зрителя может не приносить прибыли. Ставятся спектакли с юмором ниже пояса, хотя, безусловно, есть и серьезные работы, – говорит Валентин Мацулевич.  

Корр.: У вас до сих пор идут в Латвии комедии, например знакомый гродненцам «Слишком женатый таксист», почему же вы уехали?
– Очень не люблю свое государство за многие вещи, например, когда компенсации дают бывшим полицаям, а партизаны ее не получают. Я хорошо знал актрису Вию Артмане. Если бы не деньги из России, она бы умерла в нищете.
В Гродно он надеется на поддержку зрителя: «У вас зритель замечательный, изголодавшийся»,  хочет, чтобы люди приходили  «переживать, а не пережевывать» и предлагает создать, по Станиславскому, «общедоступный» театр .
– Я против себялюбивых. Позиция: вот я такой хороший, умный, а в зале – никого, – меня категорически не устраивает. Это позиция для кухни. Я хочу, чтобы в Гродно театр стал театром, чтобы зритель здесь радовался, но только не учителем,  не дай Бог.

Корр.: Общедоступный может быть унылым и серым?
– Когда я смотрел «Амаркорд» Феллини, стонал от удовольствия, рядом со мной сидел театральный шофер и  точно так же был в восторге. Один фильм хорош и понятен для разных слоев.

Корр.: Для вас с чего начинается театр?

– Со сцены. Это самое мистическое и святое  место. Не надо ходить по ней в грязной обуви или без дела, этого я не могу терпеть, взрываюсь. За полчаса до начала спектакля или репетиции я никого на сцену не пускаю. Надо же с ней договориться, она тоже должна подготовиться.
Валентин Мацулевич очень хотел бы, чтобы к нему относились как к созидателю и уже успел разворошить размеренную жизнь гродненской драмы. Он предложил дебютировать  в качестве режиссера актрисе Оксане Пликус («у нее режиссерское видение»), и в декабре мы можем увидеть женскую историю «Незваный гость», придуманную белорусским автором Светланой Бартоховой. Есть, правда, один момент: пьеса была воспринята критиками скептически. Так что Оксане есть над чем трудиться, чтобы банальности текста и бородатые афоризмы стали интересными.
Латышский гость чувствует себя в Гродно абсолютно комфортно. Он любит рассматривать старые дома, его устраивает зарплата «в два с половиной раза меньше, чем получал раньше», труппа: «есть потенциал и, в общем-то, хорошие актеры», острые моменты: «сама природа театра конфликтна, ведь творчество индивидуально». Скучает только по любимой собаке. Очень породистый, с родословной, как у герцога, west highland white terrier  Бонцис остался дома.

Корр.: Собираетесь забрать Бонциса в Гродно?
– Еще подумаю…

Я бы назвала его роскошным
У нас в городе будет действительно уютный и красивый театр. Насколько удобными в работе станут технические, электронные  и текстильные новинки, еще предстоит оценить, но уже сегодня можно сказать, что реконструкция (за счет областного бюджета) проводится с размахом.
Гримерки: покрасили в разные цвета и заменили сантехнику.
Батареи и теплосети: только новые, в театре полностью поменяли оборудование систем отопления и вентиляции.
Крыша: пришла очередь парапетов.
Сцена: все оснащение рабочей галереи заменили на импортное, теперь самые смелые задумки режиссеров реальны. Положили новое покрытие, отремонтировали круг.
Большой зрительный зал: на полу голландское покрытие, новые кресла, новые хрустальные люстры.
Звук и свет: системами будет управлять электроника, общая мощность ламп – 250 тысяч ватт, звука – 12 тысяч ватт.
Уборные: новые сантехника с электронными сенсорами, кабинки, зеркала.
Гардероб: очень много мрамора.
Стены и полы: из мрамора выполнена мозаика, паркет – дубовый.
Снаружи: на парапетах поставили гранитные шары, облицовывают гранитом боковины, обновили лестницы. Новые фонари, подсветка.
Фонтан: новодел с лазерными проекциями.