Дворец Валицких

Новые времена архиерейского дома

В истории архиерейского дома случались и неожиданности. Так, например, весной 1919 года в нем расположилась белорусская военная комендатура, а рядом, в конюшнях С. Яковюка в северном флигеле, расквартировался эскадрон М. Глинского из 1-го Гродненского белоруского полка, созданного литовским правительством. Кстати, строевые занятия проходили на сегодняшней площади Тизенгауза. Примерно тогда же в доме разместилась белорусская культурно-просветительская организация «Лучинка», а чуть позже распахнула двери первая в Гродно белорусская гимназия. Уже в
1920-е годы один из флигелей приютил Русское благотворительное общество. В годы Второй мировой войны здесь же, скорее всего, действовал и русский национальный комитет.  
С приходом в город летом 1944 года советских частей всех, кого заподозрили в сотрудничестве с оккупантами, арестовали. Среди них оказались и члены русского комитета, и православные священники. В конце 1944 года в недрах органов безопасности возникло дело о «Гродненской антисоветской поповской организации». Но даже тогда архиерейский дом оставался одиноким приютом православия в городе.
Последним гродненским архиепископом стал Сергий (Ларин), который, правда, оставил о себя противоречивые воспоминания. «В памяти старых гродненских верующих, – пишет в своей книге «Православный Гродно» Наталья Дорош, – облик епископа Сергия сохранился довольно ясно: любил дорогие облачения, придавал своему внешнему виду большое значение и тщательно подбирал обувь в тон к каждому облачению. Он почти никогда не расставался с огромным догом, которого возил в своей машине. Иногда высокопреосвященнейший Сергий читал в соборе Евангелие по-французски… гостей принимал на широкую ногу. Чтобы слышать профессиональное пение (владыка его страстно любил), он выбрал себе протодиакона из певцов столичной оперетты… Пробыл архиепископ Сергий на гродненской кафедре очень короткий срок, поэтому верующие только это о нем и запомнили».
Это описание дополняет докладная записка уполномоченного Совета по делам РПЦ по Гродненской области И. Макаренко: «Епископ Сергий прибыл в Гродно 5 апреля и привез с собой 2 священника, 2 келейника и шофера. Прибыл на своей машине, а вторая его большая с 8 местами автомашина должна скоро прибыть из Житомира… Таким образом Гродненский епископ будет раскатывать на трех автомобилях…  Как только епископ Сергий явился в Гродно, сразу же окружил себя вновь назначенным штатом служащих: личный секретарь, келейник, секретарь епархиального управления, делопроизводитель, машинистка, два шофера, механик, две монашки-кухарки, садовник и дворник. Говорят, что новый епископ любит и умеет жить роскошно, в епархиальном управлении ввел почести боярские, где перед ним широко распахиваются двери и делаются глубокие реверансы…»
Однако дело видимо было не столько во внешнем виде епископа, сколько вообще в его присутствии в городе и достаточно независимом поведении. «Теперь я убедительно прошу Вас, – раздавался вопль отчаяния уполномоченного Совета по делам религии, обращенный в вышестоящие инстанции, – помогите мне избавиться от этого проходимца, так как он мне не только мешает работать, но и издевается!»

«Собака Павлова» и  последняя легенда
Наконец, в 1952 году Гродненская епархия была упразднена, а архиерейское подворье  конфисковано советской властью. С тех пор тут гостило множество организаций – городские общежития, погранотряд, лаборатория экологического контроля. Но, наверное, самым памятным для большинства гродненцев стало присутствие мединститута в здании бывшего дворца. Ведь это про него ходили будоражившие воображения рассказы об опытах, которые здесь ставили над животными; вспоминали про собак, чей печальный вой разносился в ночи. Если где и следовало поставить памятник братьям нашим меньшим, принесенным на алтарь науке, так это здесь…
Но все меняется. И вот в начале 1992 года в Гродно была восстановлена епископская кафедра. В течение следующих десяти лет Гродненская епархия пыталась решить вопрос о возврате ей церковной собственности, пока, наконец, историческая справедливость не была восстановлена. Через некоторое время начнется и обновление старого подворья. И это уже отдельная история. О том, как из кирпичей восемнадцатого века разобранного северного флигеля, бывшего одной из самых старых сохранявшихся до наших дней конюшен, где прошла деятельность Русского благотворительного общества и на месте которого должна встать домовая церковь на несколько сот мест, «возвели»… площадку перед банкоматом по улице Ожешко. Но с другой стороны, если вспомнить, что из такого кирпича – «пальчатки» – была сложена и вся Городница, то в этом можно усмотреть определенную связь времен. Главное, как говорится, выбрать правильный угол зрения…