Такое вот кино…

Солдат обливают бутафорской кровью за пятьдесят долларов Кинолента «Днепровский рубеж» еще не снята, но уже заявлена как самая масштабная  в истории  белорусского кинематографа о войне. Место действия – Могилев, но снимают в старом центре Гродно, он единственный остался похож на город тех времен.

На съемочную площадку пускают всех. Фотографирую. Тут же появляются двое парней в темных куртках: актеров не снимайте, мешаете настраиваться. Подхожу поближе. Актеры  открыты для зевак, дают автографы, позируют на память. Но для прессы группа «Беларусьфильма» недоступна. Первое, что спрашивают, профессия.
Больше  двух часов потратила в ожидании, пока  начнутся съемки очередной сцены. В кадре колонна солдат, рядом мирные жители с вещами покидают город, в госпиталь несут раненых.  Декорации выставляли долго. Массовка ждала. Репетировали эпизод около десяти раз: толпа, человек пятьдесят, где были дети, старики, солдаты, ходила туда и обратно. В начале седьмого вечера семисекундный кадр так и не закончили.
– Я в восемь утра надел форму, – откровенничает актер-«полковник», – так и ношу ее целый день. Съемочный день заканчивается, а я ни разу в кадре так и не засветился. Хотя форма удобная, тепло в ней.
А вот комдиву, актеру  Алексею Сигову, в кителе прохладно. Под ним он носит толстую вязаную жилетку. На немецкую и советскую форму актеры массовки не жалуются. Авторы кинофильма заявляют, что сшили ее не только по лекалам того времени, но и сохранили даже состав ткани.
– Надоело мне здесь уже, каждый день на улице, и в дождь, и в солнце. Грязные все, – жаловался мне молоденький работник съемочной группы с дымовыми шашками в карманах. – Не знаю, понадобятся ли они сегодня, может, сцену сократят.
Живут минчане в гостиницах «Беларусь» и «Турист». Питаются в  ближайшем ресторане. Массовка обедает в столовой. Для солдат в одном из дворов развернулась полевая кухня. Перловку со свекольным салатом накладывают в алюминиевые миски, едят, сидя прямо на траве или стоя.
Но они рады, когда еще доведется сняться в кино! Те, кто перемазан бутафорской малиновой кровью, довольно позируют перед камерой. Кровь эту покупают по 50 долларов за литр, рассказали мне декораторы.  Обычно ее предлагают только ведущим актерам, но здесь измазаны были все, даже осветители. По земле же разливают кровь животных с ближайшего мясокомбината. Она остается в «рабочем состоянии» до двух суток.
Машину сталинских времен, немецкие мотоциклы, броневик, грузовик, телеги взяли из Минска. Танк Т-3, который «бродил» по центру в выходные, делали под заказ в Борисове.
Дом на улице Урицкого обещали взорвать. Пока мимо него, целого, проходят немецкие солдаты, а взрыв и разруху в этих сценах  дорисуют на экране.
Строил дом УЖРЭП Октябрьского района, больше никто не согласился помочь киношникам. Проект «дома» отправляли из одной организации в  другую. 
–  Мы сначала, конечно, удивились, – рассказывает работница бригады, женщина лет сорока, – никогда такого не приходилось делать. Все столяры, что были, вышли строить. Только жалко, если дом взорвут. Две недели и столько сил на него потратили!
Дом сложили из деревянных досок, фанеры, затем прибили к стенам  мешковину, чтобы ровнее ложилась розовая краска. В единственной комнате дома снимут только одну сцену, а затем взорвут.
Снимает белорусский фильм о войне литовский оператор.  В его копилке блокбастер «Гладиатор-2», «Оссиан», «Каменская» и другие. Каждый день он надевает пластиковую жилетку, похожую на бронежилет, на нее крепит камеру в пятьдесят килограммов и бежит за актером. Ниже на штативе расположен экран: именно туда, а не на действующих персонажей смотрит оператор во время съемки. То же самое видит из своей каморки  режиссер. 
Круглосуточно старый город охраняют милиция и ГАИ. Улицы от Тельмана до Урицкого перекрыты. Пока злостных нарушителей не встретили. Гродненцы культурны, фотографируются у мешков с песком и гранатомета.  Не повезло только работникам РОВД, на время съемок их здание стало школой №9. Бывший трест столовых теперь больница.
Десятого октября «Беларусьфильм» свернется и уедет в Минск снимать сцены в павильонах.  Фильм выйдет на экраны в июле следующего года.