Кажется, дождь начинается…

Почему температура в метеосводках не та, что за окномВ метеослужбе признались, что температура в Гродно часто не соответствует той, которую передают в сводках. За городом ведь всегда прохладнее. А замеры делают на метеостанции в аэропорту. Как быть горожанам? «Добавляйте градус, не ошибетесь», – советуют в Гроднооблгидромете.

«У нас почти всегда с городом два градуса разница, люди часто жалуются», – рассказывает техник-метеоролог Республиканской авиационной гидрометеорологической станции Гродно Людмила Каменская, провожая нас на площадку, обнесенную белым забором. Посреди нее возвышается белый «скворечник», внутри которого четыре термометра. Здесь измеряют температуру и влажность воздуха. Чтобы открыть дверцу, нужно подняться по ступенькам.
Радиацию задержит марля
«Пожалуйста, 23 градуса. Влажность пятьдесят процентов», – сообщает наша спутница. Рядом маленький незасеянный участок, на нем тоже термометры. Они показывают температуру на почве и в земле – на четырех глубинах: пять, десять, пятнадцать, двадцать метров. Сведения нужны сельхозпредприятиям. Вот станок с воронкой для измерения осадков. «А что это за марля на подставке?» – спрашиваю. «Это для определения радиационного фона. Держим ее сутки, затем складываем в конверт и отправляем в Минск».
Техник-метеоролог снимает показания каждый час, а если нужно, то и чаще. Данные кодируют и отсылают в Минск. Только там, в Республиканском гидрометеоцентре, имеют право составлять прогнозы для населения всей страны. В аэропорту занимаются краткосрочными прогнозами для авиации, а заодно собирают данные по городу. Хотя на его территории замеров не делают, поэтому назвать точную температуру не может никто.
«Ситуация нетипичная», – соглашается начальник отдела гидрометобеспечения народного хозяйства и средств массовой информации Республиканского гидрометеоцентра Нина Кузьмук. В чем причина? Оказывается, существуют нормы, по которым площадка, где производят замеры, не должна располагаться в городской черте. Так принято во всем мире. Иначе страдает объективность, ведь климатические условия в городе и за его пределами различны. Показаниями, которые искажены близостью жилых домов, теплотрасс, выхлопными газами, на межгосударственном уровне обмениваться нельзя, ведь это повлияет на качество прогноза во многих странах.
Синдром Лужкова
Но это не значит, что на территории населенных пунктов не оборудуют станции. Пусть эта информация полезна только для горожан, но она нужна. «На каждой улице их не поставишь, но чем больше пунктов наблюдения, тем лучше, – рассуждает главный синоптик Республиканского гидрометеоцентра Ольга Федотова. – Хотя при составлении прогнозов мы в большей мере используем информацию, которая поступает из Европы. Ведь лондонская погола буквально через сутки может повториться у нас».
Заместитель начальника ГУ «Гроднооблгидромет» Владимир Зотов придерживается другого мнения:
– Я называю это синдромом Лужкова. В Москве двадцать метеостанций, но и они не помогли: однажды затопило склады, принадлежавшие его близким родственникам. В ответ на возмущение ему сказали: чтобы прогноз был еще более точным, станций нужно шестьдесят. Репрезентативность данных, которые собирают у нас в аэропорту, 40–50 километров. Есть пункты наблюдения в Волковыске, Щучине, Лиде, Новогрудке, Ошмянах. Они охватывают практически всю территорию. Даже если в Гродно поставить пять штук, мы не сможем с точностью предсказать, в какой части города будет идти дождь, а в какой нет.
Насколько же сбываются прогнозы, которые мы получаем сегодня?
– Точность составляет 85–90 процентов.
Почему тогда люди больше доверяют польским синоптикам?
– Это в Гродно предпочитают сторонний источник, поскольку имеют возможность смотреть польское телевидение. Не сказал бы, что их прогнозы точнее наших, хотя и оборудование у них современнее. Однико  случается так, что старые инструменты дают более достоверные данные.
Табло на обочине
Пока у нас показания снимают вручную, в столице закупили две автоматизированные метеостанции финского производства. Одна уже работает на проспекте Независимости, вторую установят в микрорайоне Уручье. Удовольствие недешевое – в зависимости от набора датчиков стоит от 50 до 140 тысяч долларов. А в Могилеве приобрели три таких установки. Скоро дорогостоящее оборудование прибудет и в пункты наблюдения по Гродненской области.
«А всего в Беларуси, согласно Республиканской программе развития государственной гидрометеорологической службы на 2007–2010 годы, установят 46 автоматизированных станций, – рассказал начальник службы средств измерения Республиканского гидрометеоцентра Андрей Бакай. – Причем конкурировать с финнами сможет белорусское предприятие, разработавшее метеорологическую систему «Пеленг».
В ближайшее время синоптики смогут получать информацию и с электронных табло, установленных дорожниками вдоль трасс. А в 2009–10 годах две автоматические метеостанции появятся и в самом Гродно. Правда, они будут не самостоятельными установками, а частью комплекса для непрерывного измерения содержания приоритетных загрязняющих веществ. По словам начальника отдела по анализу информации и прогнозированию уровня загрязнения воздуха Республиканского гидрометеоцентра Богданы Козерук, к синоптикам сведения будут поступать в качестве дополнительной информации.

Справка «ВГ»
Первые инструментальные (с помощью приборов) наблюдения в Гродно относятся к 1836 году. Сегодня в республике метеорологические наблюдения по полной программе проводятся на 50 пунктах наблюдений, сокращенные – на 77 метеорологических постах. По полной программе учитывается более сорока параметров (температура воздуха, влажность, параметры ветра, давление), которые каждые три часа передаются в Республиканский гидрометеоцентр. На основе этих данных составляются и уточняются прогнозы.