Экперимент для взрослых и детей

Я в свое время шла в первый класс советской десятилетки. Мой сын – в нулевой класс двенадцатилетки. Но, похоже, он, как и я, станет выпускником какой-то третьей школы, одиннадцатилетки… Эксперимент продолжается по меньшей мере тридцать лет.

«Переходы на новый срок обучения – свидетельство кризиса образования, – считает знакомый учитель истории с внушительным стажем работы. – Учителя ушли в отпуск, не зная, что их ждет, до сих пор мы не знаем, как начнем учебный год». До первого сентября осталось чуть больше месяца. Педагоги опасаются сокращений, дети и родители – удвоенного конкурса в вузы в следующем году. Еще в июне дети сдавали экзамены в гимназические классы общеобразовательных школ. На прошлой неделе вышел декрет Президента об отдельных вопросах общего среднего образования. Возвращаемся к типовым программам, «лишние» предметы и углубленное обучение убираем. Неужели  дифференцированное образование больше не актуально и не нужно?
Судя по всему, школу обязывают подходить к обучению утилитарно: дать минимальные знания, на воспитание души времени не остается. К чему приведет отмена гимназических классов, сокращение курса в гимназиях и лицеях? С таким вопросом обратилась к Регине Таран, первому руководителю гимназии №1 (тогда школы-гимназии №30) и человеку, который в 90-х годах создала первую гимназию в Гродненской области, заведующей кафедрой педагогики ГрГУ, доценту, кандидату наук:
– Раз декрет принят, его нужно не обсуждать, а выполнять. Чтобы выполнять его с наибольшей пользой для ребенка, необходимо дать ему свободу выбора по способностям, дарованиям и образовательным запросам. А это значит – разные варианты учебных заведений: школы, гимназии, лицеи, где каждая из них имеет свое неповторимое лицо. Такой опыт на Гродненщине есть, о нем можно прочитать в моей книге «Педагогика гимназического образования».
Вернемся к основным новшествам. Помимо перехода на одиннадцатилетку, вводится шестидневная неделя. Пять дней – для учебы, а суббота – для занятий физкультурой, факультативов. Лицеи и гимназии продолжают свою работу, а вот лицейские и гимназические классы в школах упраздняются. Есть желание изучать предметы более глубоко? Для этого нужно собрать группу и открыть факультативы. Курсы «Всемирная история» и «История Беларуси» будут объединены в единый курс «История». Предметы «Музыка», «Изобразительное искусство» будут преподаваться только в начальной школе, а предмет «Трудовое обучение» совмещен с черчением. Направления обучения сохранят на третьей ступени общего среднего образования – физико-математическое, химико-биологическое, филологическое и обществоведческое.