Синагогу отреставрируют по частям

За работы заплатят жители Израиля и США Сначала обновят фрагмент фасада синагоги. Опыт ляжет в основу проекта реставрации. Необычный порядок работ разрешен Министерством культуры.

«Мы заинтересованы в том, чтобы город как можно быстрее получил красивый фасад. Заодно покажем спонсорам осязаемый результат, а не просто кипу документов», – говорит председатель совета иудейской религиозной общины в городе Гродно Борис Квятковский. Кстати, за деньги верующих и спонсоров несколько лет назад проведена качественная реставрация интерьеров главного зала.
На этот раз тоже не обошлось без пожертвований из-за границы. Их перечислила семья Рор из США и международный фонд «ОрАвнер» во главе с одним из богатейших людей Израиля Леви Леваевым, который недавно побывал в Минске. Он убежден, что евреям хорошо живется в Беларуси, а потому здесь вполне можно заниматься бизнесом. Фонд, названный в честь его отца, занимается в основном просветительской деятельностью, но финансирует и восстановление памятных мест, связанных с историей еврейского народа.  
Договор на первый этап работ заключен с гродненской фирмой «Кватрострой», сумма – почти 30 миллионов рублей. Научное руководство будет осуществлять ГУЧП «Архитектурно-реставрационное бюро Шейко С.Л.».
О любопытных подробностях, связанных со строительством синагоги во второй половине 70-х годов XVI века, рассказал историк архитектуры Игорь Трусов. Оказывается, это известный раввин Бен-Иоффе, будучи в Италии, познакомился с архитектором Джузеппе Сакко и уговорил его приехать в Гродно. Сгоревшую деревянную синагогу нужно было заменить новой каменной. Готовое здание так понравилось королю Речи Посполитой Стефану Баторию, что он поручил итальянскому зодчему перестроить Старый замок и возвести костел для иезуитов (так называемую Фару Витовта).
Каменная синагога тоже не избежала пожара. Он произошел в 1900 году, но повреждения были незначительными. Тем не менее ренессансное здание немного перестроили, придав ему черты стиля модерн и сохранив прежние интерьеры. До этого его успел запечатлеть на двух акварелях Наполеон Орда.