Местечко Сопоцкин

В бывшей тюрьме откроют кузницу, а в бане… банкетный залВ мае Августовский канал посетило в три раза больше туристов по сравнению с прошлым годом: за месяц здесь побывало свыше девяти тысяч человек.

В Сопоцкине, недавно ставшем курортом, надеются на развитие инфраструктуры и приход предпринимателей.
Местные ищут работу
Уже есть изменения. Когда асфальтировали улицы, провели природный газ и канализацию. Почистили парк в центре, выложили плиткой дорожки и установили скамейки. Трухлявые деревья пришлось спилить, на их месте сегодня принимается молодняк. Реконструирована баня, не видевшая ремонта с момента постройки в 1950-х годах. По словам мастера ЖЭС №3 КУП «Жилищно-коммунальное хозяйство Гродненского района» Александра Будило, старые парилки «обшили» заново ольхой, заменили паровые котлы, поставили стеклопакеты. Евроремонт сделали в клубе и детском саду. Как пояснила председатель Сопоцкинского сельского Совета Евгения Русина, из-за популярности канала есть шанс, что в пустующие здания придут новые предприниматели и развернут производство, появятся сервисные предприятия. Местные жители тоже заинтересованы: они ждут рабочие места. Пока с этим здесь трудно, люди задействованы только в детском саду, школе, магазине и жилищно-коммунальной службе. Без применения простаивают бывшие магазин мебели, столовая и тюрьма.  
Кузнецы выбрали «нары»
В бывшей пекарне уже разместилось производство мебели. Заинтересовался гродненский предприниматель зданием бывшей тюрьмы. Здесь он планирует развернуть кузнечное дело. К слову, с этой постройкой 1930-х годов отдельная история. Четыре камеры, каждая по восемь метров, двери с глазками и железными засовами сохранились до сих пор. О бывшом предназначении свидетельствуют решетки на окнах у самого потолка. Теперь на «нарах» лежит технический инвентарь – пока это здание принадлежит КУП «ЖКХ Гродненского района». Как рассказал учитель истории на пенсии Тадеуш Лукуть, в военное время здесь располагался полицейский пункт, затем камеры использовались для предварительного заключения при районном отделении милиции, в 1960-х годов зоотехникум оборудовал склад техники.
Когда-то монастырскую школу, возведенную в 1910 году, купила общественная организация «Каритас». Здесь планируется обустроить ночлег для туристов. Ведется перепланировка не функционирующих поликлиники и аптеки под социальное жилье. Эти квартиры получат нуждающиеся семьи.
Свадьба под паром
Ждет своего применения бывший магазин мебели, принадлежащий райпотребсоюзу. И здание столовой. «После того как закрыли столовую, у нас не оказалось места, где сыграть свадьбу или провести юбилей», – рассказал местный житель Александр. Сделать банкетный зал на двадцать человек планировали в… бане. Но пока это остается только задумкой.
– Баня не окупается: по субботам, в день работы, приходят человек семьдесят, а билет стоит тысячу рублей, – говорит Александр Будило.
Евгения Русина заметила, что кафе вырастет на берегу Августовского канала вблизи деревни Немново. В этом году начнется строительство гостиницы на пятьдесят мест в деревне Чертог. Заказчиком выступает управление капитального строительства облисполкома, подрядчик – институт «Гродножилпроект».      
Местные жители начали подрабатывать, сдавая комнаты внаем. Продвинутые задумались о переделке своих хат в агроусадьбы. Таких на очереди четыре: в деревнях Рынковцы, Соничи, Нем-ново и Чертог. Специально для этого одни пристраивают к домам гаражи, другие делают альпийские горки.
Бункеры для туристов
К Августовскому каналу хотят привлечь любителей военной тематики.
Планируется воссоздать оборонительную линию, в народе получившую название «линия Молотова». Об этом рассказал заместитель директора ОУП «Гродномелиоводхоз» по эксплуатации Августовского канала Эдмунд Юткевич. Появился снаряженный рубеж в 1939 году, после того как Западная Белоруссия вошла в состав Союза. Проходила в пятидесяти метрах над Неманом по линии всего  «белостокского»  выступа.
– Бункеры располагались в три ряда в шахматном порядке. Дотов было около девяноста, практически все сохранились. Здания со стенами толщиной в полтора метра строились в два-три этажа: на первом окошки для стрелков, на втором располагались казармы, на третьем – склад боеприпасов. Правда, во время Великой Отечественной войны они не сыграли большой роли, немцы вели прорывную, а не линейную войну, – пояснил Тадеуш Лукуть.