Сумерки людей

О чем поют диваны, дроби и суставы«Мужчины, женщины: все поменялись ролями, природой своей, существом. Кто кого?! И в этой схватке у каждого – такая тоска, желание любить, любви…

Такое одиночество! Душу щемит. Кто сказал, что искусство, театр, танец,  это когда все прекрасно, осторожно, воспитанно? Кто сказал, что танец – это украшение, веселье, обязательно красивое, желательно присыпанное сахарной пудрой? Танец – это через тело, крик души, это боль, протест, любовь, когда нет слов и все заполняет чувство. Современный танец не сказка для взрослых, это смелость быть откровенным и честным с самим собой, это оголенность, нерв и широко раскрытые глаза», – написала в редакцию после спектакля «48/4» Виктория.
В минувший четверг проект «Польский вектор» познакомил нас с двумя работами театров из Люблина и Вроцлава.
Польский хореограф Рышард Калиновский («48/4»)  предложил тему из нашего реликтового прошлого, когда еще не было речи и тем более алфавита… Когда человек впервые взял палку и ударил другого за что-то давно забытое, но актуальное до сих пор. Пластическая история, впрочем, существует в настоящем времени и разворачивается вокруг дивана. Сидеть на нем могут трое, а танцовщиков – четверо. Места хватает, но всем, оказывается, есть что делить и что преодолевать.
Свои спектакли Рышард Калиновский продумывает несколько лет, то, что появилось в воображении, мысли, переживания, должны сплавиться в образы, а «фигурки нужны только для музыки». В «48/4» нет четкой  пластической линии, здесь скорее намерение движения, подпитанное энергетикой жестких эмоций. У каждого танцовщика – своя партия, сюжет хорошо просматривается и понимается. «Пока не наступает конец: музыки, танца. Всему. Каким будет финал, радостный или нет, решать зрителю», – считает хореограф.
Вторая миниатюра, «Песня для суставов и гортани» театра «Арка» из Вроцлава, завораживающе абстрактна. Милый компромисс между разминкой и вокальным упражнением.  Удивленное «это я» и сочетание звуков, мелодия костей и пластмассовых каруселей. Впрочем, «Поэма…» ближе к обычному пониманию танца модерн, сочетание всех компонентов профессионально продумано. Мини-спектакль создавали по поводу. Как рассказал руководитель проекта, танцовщик Яцек Гембура, нужно было выступить перед вечером актерской песни. «Вокал и упорядоченные движения с точки зрения танца совместить сложно, но люди ведь двигаются хаотично, и мы вместе с ними».
«Вектор танца» после Гродно встретил горячий прием и дискуссии в Минске в Академии искусств и в Гомеле. Несмотря на редкие встречи с модерн-балетом, и мы постепенно понимаем, что мир танца велик, постоянно изменяется и ломает свои же стереотипы.