Шрекомания

Недетские деньги на детские игрыВитрины киосков «Союзпечати» и частные прилавки с журналами сейчас конкурируют с отделами, где продают сладости. Гродненские дети требуют печатные комиксы, фэнтези.  Количество детских журналов растет, хорошо продуманная реклама дает им хороший шанс, а родители подсчитывают, во сколько ежемесячно обходятся глянцевые удовольствия.

Город охватила настоящая шрекомания. Очередной, третий номер журнала про доброго людоеда и его друзей в киосках «Союзпечати» раскупили в считанные часы. Те, кто не успел приобрести, принялись искать его по городу.
– Если б мы не пошли сегодня в садик, то успели бы купить «Шрека», – обиженно сказал мой шестилетний сынишка, заметив, что некоторые дети несут яркую книжицу. Видя, как расстроен ребенок, я позволила слабину, решив купить наклейки с зеленым героем.
Еще недавно наша семья ежемесячно тратила на детские журналы около тридцати тысяч рублей в месяц. Традиционно мы собирали еженедельник «Волли» за четыре тысячи, покупали  несколько диснеевских журналов за три – пять тысяч и периодичностью раз в месяц и несколько белорусских по 800 – 1500 рублей. В последнее время расходы увеличились, ведь только один номер «Шрека» стоит больше восьми тысяч, а выходит еженедельно.
Понимая, что это многовато, ребенку предложили выбрать. Малыш пока отказался от «Волли», а глянцевых «виннипухов», «миккимаусов» стал выискивать на распродажах, когда предлагают вчерашний товар едва ли не за половину начальной стоимости.
– Детские журналы в каком-то смысле – выбивание денег из родительских кошельков. Российские представительства мировых изданий хорошо изучили психологию детей и спрос. Перед тем как прийти в Беларусь, «глянец» опробовали в России, на Украине, в Казахстане, – рассказал Альберт Захаров, гродненский предприниматель, специализирующийся на реализации печатной продукции.
По его словам, наибольший интерес к коллекционным изданиям вроде «Шрека», «Сабрины», «Волли» потребители проявляют два-три месяца. Затем одни  переходят на другие журналы, другие временно не покупают ничего, и только немногие продолжают собирать коллекцию. Зато в пик популярности «Шрека», во второй половине мая, только  частники продавали несколько тысяч экземпляров, еще шесть тысяч поступило в киоски «Созпечати» Гродно.
Популярность, по мнению работников «Союзпечати», объясняется просто: за основу взят образ популярного мультфильма плюс хорошая полиграфия, яркая реклама накануне выхода, невысокая стоимость первого номера (в два раза ниже, чем последующие)  и главное – подарки.  Фактически ради косметичек, амулетов, наклеек и плакатов  дети выпрашивают подобные журналы.
 – У нас родители не привыкли отказывать детям, поэтому покупают много журналов. На Западе по-другому. Даже в соседней Литве, где я часто бываю, в семьях ко всем вопросам подходят с позиции экономии. На мой взгляд, это правильно, и в воспитании детей придерживаюсь таких же принципов, – рассказал Альберт.
Кстати, в отличие от коллекционных глянцевые периодические журналы типа развлекательного «Барби», познавательнго GEOленока, «Люди-Х» живут более долгой жизнью. Они стабильно выходят многие годы, становятся любимыми и даже передаются младшим братьям и сестрам.
– Точно можно сказать, что и те и другие ничего плохого не несут. Большинство из них предназначены для рассматривания, развлечения; при этом в «Барби» создается образ хорошей девочки, в «Человеке-пауке» – супергероя. А вот недорогие российские и белорусские издания вроде «Один дома», «Пропеллер», «Апельсин», «Каламбур» рассчитаны на интеллектуальное развитие, – считает наш собеседник. – Нужно читать, думать, что-то раскрашивать, склеивать, 
По данным «Союзпечати», белорусские «каламбурчики» народ раскупает значительно меньше, чем глянцевых «шреков». К примеру, государственные киоски получают на город примерно семьсот «Пропеллеров», столько же «Стрекоз», чуть больше «Апельсинов». Они стабильно продаются, и ассортимент журналов растет. Но пока веселый российский «глянец» опережает отечественный интеллектуальный продукт.