Алекс – Юстасу: как слышно, прием?

На каких частотах общаются и короли, и космонавтыОдин длинный, два коротких… – методично выбивает приветствие азбукой Морзе телеграфным ключом Игорь Арцыман. Каждый вечер после работы он общается со всем миром. По радиостанции.

Когда зашла в гости к Игорю Владимировичу, из аппарата, настроенного на любительские диапазоны, то громче, то тише звучала иностранная речь. Правила этикета просты: услышал голоса в эфире, подождал окончания разговора, передал свой позывной с кодом страны. Можно по микрофону или азбукой Морзе.
Игорь общался с королем Иордании Хуссейном, слышал короля Испании Хуана Карлоса. Теперь работает над тем, чтобы связаться с мужским монастырем рядом с греческой горой Афон. Говорят, там один монах выходит в эфир.
 «Как оцениваешь слышимость? Как погода?» – дежурные фразы, которые обычно произносят на английском языке. Разговор двух незнакомцев может растянуться на полчаса, тогда обсуждаются технические новинки. О политике и семье говорить не принято. «О количестве связей в эфире свидетельствуют специальные открытки, которые по почте высылают друг другу собеседники после общения», – говорит Игорь Арцыман, показывая стопку красочных карточек, пришедших на его адрес из разных уголков мира с указанием имен и позывных товарищей, а также дат контактов.
Таких он получил и сам разослал более десяти тысяч. Азарт в том, чтобы пообщаться с людьми из большего количества стран. В арсенале у Игоря их 220 из 338 возможных. Больше всего в эфире японцев и американцев. Труднее достучаться до Сирии, Гавайских островов, Новой Зеландии. Высшим мастерством считается получить сигнал с необжитого острова, куда время от времени выезжают экспедиции радиолюбителей со станциями.
– Во времена становления радиосвязи выяснилось, что короткие волны не подходят для привычной связи. Считалось, что в таком случае трансляция передается не далее двадцати километров. Когда этот диапазон отдали радиолюбителям, они установили, что волна затем идет вверх, отражается от ионосферы и падает за тысячу километров. Единственная оговорка – точного адресата не бывает, – поясняет Игорь Владимирович.
Правда, с опытом можно рассчитать попадание сигнала в нужную цель или хотя бы где-то рядом. В этом состязаются на мировых соревнованиях радиолюбителей. Слабо в течение кратких сроков связаться с итальянскими замками или с маяками Новой Гвинеи, куда специально устанавливают станции? Или отбивать «морзянку» 48 часов без перерыва, чтобы установить рекордное количество контактов?
Случаются переговоры с космонавтами, находящимися в полете. Здесь ничего удивительного нет, объясняет Игорь:
– Американские и российские космонавты проходят специальные курсы радиообучения. На случай аварийной посадки: когда штатные средства связи выходят из строя, у них есть шанс передать сигнал SOS радиолюбителям.
С сожалением наш собеседник говорит, что такой романтикой в Гродно сегодня мало кого очаруешь. Правда, за последний год нашлось несколько молодых людей, которые решились сдать экзамен в гродненском клубе радиолюбителей на присвоение позывного. И, может, где-то в далекой Зеландии в ящике комода радиолюбителя следующей будет лежать открытка одного из них.

Справка «ВГ»
Белорусская федерация радиолюбителей и радиоспортсменов насчитывает 1300 человек, более ста из них проживают на Гродненщине.