Фронтовики

О войне и любви, белых флагах в Берлине, страшных снах, пробитом плотике и сибирских пельменяхОни познакомились в 1943 году на Первом Украинском фронте. Их любовь родилась под победные фанфары и смертельные будни. Вместе служили. Он был боевой командир, комсомольский работник, проводил все собрания, беседы. В него все девчонки влюбились, в том числе и молодой командир взвода связи. Но встречаться было некогда.Теперь они редко выходят из дома, и большой гостеприимный уклад жизни Прудниковых постепенно ограничивается семейными контактами.

Галина Яковлевна: Раньше мы по сто открыток покупали и поздравляли друзей-однополчан с Днем Победы, а год-два назад купила я 20 открыток, дома мы открыли записную книжку – писать уже некому.

Николай Степанович: В Гродно было восемь фронтовых семей, теперь осталась одна и еще три женщины одинокие. Все остальные ушли или парами, или поодиночке.

Как вы попали на фронт?
Галина Яковлевна: Закончила в Красноярске военное училище связи (его эвакуировали из Киева) и осенью 1943 года меня направили на фронт командиром взвода, и из города Димитрова дошли мы в составе 956 отдельного батальона связи через Польшу и Германию до Праги.

Война и женщина, вы это еще помните?
Галина Яковлевна:  Конечно. Мы себя не украшали, не знали даже, что такое губная помада. Но женщина всегда остается женщиной. Была у меня во взводе Шура Иванова.  При форсировании Вислы нужно было установить связь. Звонит через некоторое время: пришлите нитку и иголку. Оказалось, отправила одного бойца – он не вернулся, второго ранило, тогда пошла сама. Потеряла пилотку, порвала юбку – нечем зашить.
Несколько раз я сама переплывала на лодке. Очень маленький плацдарм был на той стороне Вислы, его постоянно и сильно бомбили. Помню, вода в реке была красная.  Как выплываешь, сразу попадаешь под обстрел. (За Вислу Галина Яковлевна получила орден Красной Звезды. – Прим. авт.)
Николай Степанович:  Летом 44-го года жаркая погода стояла, наступление было быстрое, резкое. Девчонки катушку на себя с проводом и телефоном килограмм по двадцать с лишним на плечи – и в воду. Лодка заметнее, чем человек.
Галина Яковлевна: А чего ты не говоришь, что все время находился в частях передовой линии, собрания в окопах проводил?
Николай Степанович: В Польше направили меня в один из стрелковых батальонов. Боевая задача была поставлена: овладеть важной  высотой, которая мешала движению наших войск. И я знал эту боевую задачу. Командира батальона ранило, и я обязан был принять командование. Высоту мы взяли, за что меня наградили орденом Боевого Красного Знамени. Вручал его командующий фронтом, маршал Советского Союза Иван Степанович Конев.
Принимал участие и в штурмовых отрядах. На пути постоянно встречались крупные реки. При форсировании Одера нас на плотике  было пять человек. Так получилось, что снаряд попал прямо в плот, пробил его и разорвался под водой. Река глубокая, осколки пошли настильно, а мы остались целые и невредимые. Чудом. Это было очень тяжелое моральное переживание.
Трудно понять, как это могло случиться, что мы вообще остались живы. Я как-то от нечего делать посчитал, сколько прошел за войну и срочную службу пешком. Получилось расстояние чуть меньше чем по экватору. Вот этими самыми ногами прошел, а теперь они отказываются служить. Выдали вот мне инвалидную коляску, мой поезд-экспресс (Улыбается.),  и в нем один единственный пассажир.

Где вы были в последний день войны?
Николай Степанович: В дороге на Прагу. 7 мая тронулись, и 9 на рассвете подошли к городу. В Праге больших боев не было, не успели там немцы развернуться. Сделали коротенькую остановку, и я зачитал сведения, что День Победы назначен на 9 мая.
Галина Яковлевна: В Праге поселили нас в бывшую школу СС. Разместились счастливые: дожили до Дня Победы. Вдруг приходит чех и говорит, что видел, как школу заминировали. Нас вмиг эвакуировали, и действительно, минеры нашли часовой механизм, который бы взорвался через три часа.

Когда же была свадьба?
Николай Степанович: Мы поженились в начале июня. Но это была не свадьба, это было всеобщее ликование.
Галина Яковлевна: Но фото не сохранилось, не думали как-то об этом.

С вас, Николай Степанович, началась военная династия?
Николай Степанович: Да. Уже третье поколение. Старший сын Владимир – командир подводной лодки. Внук окончил с отличием  военно-морскую академию, помощник командира подводной лодки, был принят в числе отличников учебы у президента России, и диплом ему вручал Путин. Сейчас ждет нового назначения, и неизвестно, где теперь всплывет фамилия Прудниковых.

Ваша семья славилась гостеприимством… Какое блюдо считалось традиционным на праздничном столе?
Галина Яковлевна: Сибирские пельмени. Готовятся из двух сортов мяса, добавляются приправы. Тесто  не должно быть твердым, вот и весь секрет. Раньше в Сибири лепили пельмени всем миром. Сначала одной семье, потом другой. Складывали в мешок и хранили в амбаре. А после морозильной камеры теперь они совсем не такие.

Война вам до сих пор снится?
Галина Яковлевна: …Один памятный эпизод. Когда нас отправили на фронт, мы подъезжали к Киеву и на станции Дарница, только переехали Днепр, налетели немецкие самолеты, начали бомбить эшелон. Вот где было жутко. Ночью выскочили кто в чем, скатились по высокой насыпи. Все гудит, шумит, кажется, к небу поднимается. Очень страшно было.

Что было важно для вас, фронтовиков, после войны?
Николай Степанович: Мы выполнили миссию перед миром и дали жизнь новому поколению.

Справка «ВГ»
Николай Степанович (родился 18 июля 1917 года в Смоленской области) и Галина Яковлевна (родилась 28 апреля 1923 года в Красноярском крае) Прудниковы – фронтовики. Прошли в составе Первого Украинского фронта  до Берлина и Праги, имеют боевые ордена и медали. Познакомились на войне, поженились в 1945 году. Николай Степанович остался кадровым военным, был знаменосцем части, участник парадов на Красной площади. Ушел в отставку в звании полковника, возглавлял областной ДОСААФ.  Галина Яковлевна из Праги демобилизовалась в звании лейтенанта. В Гродно 15 лет была заведующей городским Домом гражданских обрядов. Вырастили двоих сыновей, имеют троих внуков и двоих правнуков. Россияне по рождению, почти полвека живут в Гродно, и этот город сегодня считают лучшим местом на земле.