Каунасская ГЭС

Укрощенный Неман городу не мешает– Главное – то, что мы регулируем воду, а не энергия, – рассказал директор Каунасской ГЭС Юозас Бартлингас во время встречи с журналистами «ВГ» 10 апреля.

Сегодня Каунасская гидроэлектростанция прежде всего служит барьером от паводков. По плотине идут автострада и железнодорожные пути. На фоне того, что Литва (за счет возможностей Игналинской АЭС) продает за границу около 2 миллиардов 700 миллионов киловатт часов электрической энергии, ГЭС на Немане стала дополнительной гарантией при чрезвычайных ситуациях. Ее мощность – 100 мегаватт –  в энергосистеме составляет не более трех процентов. А пятьдесят лет назад эта ГЭС обеспечивала половину энергетических нужд страны и была крупнейшей.
Недавно правительство Литвы приняло закон, запрещающий строительство гидроэлектростанций на Немане. Теперь главная политика государства – сохранить натуральный вид водного пути. Но здесь, на ГЭС, не сомневаются в необходимости давней стройки, а 1956-й год до сих пор считают годом укрощения реки.
Для Каунаса плотина стала спасением от частых и разрушительных паводков. В 1946 году, например, был затоплен исторический центр города. Силы природы впоследствии едва не смыли и уже почти готовую станцию. Стройку спасли несколько миллиметров, которые не преодолела вода.
Турбины из Харькова исправно работали много лет, теперь их заменит оборудование франузско-шведской компании. Реконструкция Каунасской ГЭС идет полным ходом, будет потрачено 125 миллионов литов из средств объединения «Литовская энергия» и Евросоюза. Черные чугунные конструкции советских времен заменит сталь, пластик. Кстати, шведы, которые ведут монтаж турбин, узлов и  электроники, уважительно отзываются о советском качестве.  С помощью реконструкции будут достигнуты необходимые в ЕС стандарты, но старая техника до последнего момента работала без сбоев.
Особенное внимание отдано экологии. Как рассказал Юозас Бартлингас, почти миллион евро потратят на барьер для мусора. Предусмотрена бактериологическая очистка воды. Специальное масло для турбин должно в воде разлагаться на безобидные компоненты.
Есть в реконструкции интерес Беларуси, наши эксперты приезжали и просчитывали возможность строительства дополнительного шлюза для прохода барж.  Места хватает, но сможет ли наша сторона оплатить строительство, пока неизвестно.   Зато ясно, что рыбоход для прохода лососевых рыб на нерест так и не появится.  Опять же по финансовой причине.