Памятник мистеру Икс

Почему под скульптурами не ставят подписи? Бронзовая скульптура в Гродно появилась впервые за долгие годы. Незнакомец, одетый по моде XVIII века, приглашает в парк имени Жилибера. Таблички с подписью нет, и люди до сих пор спорят, кто это: Жилибер или все-таки Тизенгауз?

Казалось бы, логично, что у входа в бывший ботанический сад застыл его основатель, ученый Жан Эммануэль Жилибер. Он руководил и медицинской академией, здание которой находится неподалеку. Но и до площади Тизенгауза рукой подать. Не исключено, что у парка задержался на мгновение великий староста, с подачи которого приехал в Гродно талантливый француз.
Кто вы, гражданин?
До сих пор нет у нас памятника ни одному, ни второму. Вот и получилось, по иронии судьбы, что почтили сразу обоих. А проблема вот в чем. Если изваяние подписано, стало быть, перед нами памятник, а не просто парковая скульптура. Из-за этого усложняется процесс с согласованиями. На установку нужно получить добро Совета Министров, провести конкурс, выслушать мнение историков: похож или нет?
Но у Тизенгауза точно есть шанс стать бронзовым, правда, снова без таблички. Вот он, нога на ногу, сидит на скамейке и читает «Газету Гродзеньску». Это первое периодическое издание, как и многие другие новшества в нашем городе, именно ему обязано своим появлением. Такова идея другого скульптора – Александра Антипина, который на днях принял от Владимира Пантелеева бразды правления областной организацией Белорусского союза художников. Вот уже третий срок эту творческую ячейку на Гродненщине возглавляет скульптор, а на городских улицах это пока не отразилось. Может, ситуация изменится к лучшему, ведь грядет круглая дата: 880-летие Гродно?
Пластилиновый король
Полки в мастерской моего собеседника уставлены проектами. Мой взгляд падает на стилизованную корону, пьедестал которой украшен барельефами. Из всех хорошо просматривается лишь силуэт короля Речи Посполитой Стефана Батория в характерном головном уборе с пером. Остальные лики поплыли: эскизный проект, сделанный из пластилина, кто-то нечаянно выставил на солнце. Как выяснилось, с монархом соседствовали Антоний Тизенгауз и полководец Давыд Городенский. А в качестве объекта, который должна была венчать корона, рассматривался фонтан на Советской площади. Однако в процессе обсуждения пришли к выводу, что все эти исторические персонажи по отдельности достойны того, чтобы им поставили памятники. На том дело пока и заглохло.
– Скульптура – вещь тонкая. Для нее город нужно подготовить. И это как раз произошло: привели в порядок исторический центр. Близятся к завершению работы на улице Советской, – говорит Александр Сергеевич. – Какая-то знаковая вещь должна появиться к 880-летию, но что это будет, не решили. Ярких фигур у нас достаточно. Кроме тех, о ком уже вспоминали, нужен памятник Максиму Богдановичу. Швейцарская долина похорошела, но глазом зацепиться не за что. Предлагали же поставить святого Губерта с оленем. И место есть хорошее: на пригорке, по соседству с корпусом медуниверситета в районе улицы Виленской. Там он просматривался бы со всех сторон. Но и эта идея пока не получила воплощения.
По дороге в загс
Кстати, из-за отсутствия заказов не едут в Гродно молодые художники. В других областных центрах скульптуры растут на улицах, как грибы после дождя. А у нас вроде как и без этого есть что показать: вот вам Коложа, замки, костелы. Но заметьте, что туристу проще поймать в объектив: скульптуру или замковую гору с остатками роскоши? И если с памятниками песня долгая, почему бы не заняться хотя бы иронической парковой скульптурой? Скажем, поставить бронзовую крысу в подворотне. Или собаку в обнимку с котом возле загса на улице Ожешко?
Александр Антипин надеется, что после того, как закончатся работы на Старом мосту, на смену строительному буму придет долгожданный скульптурный.

Справка «ВГ»
Средняя цена парковой скульптуры в бронзе – около ста миллионов рублей. Основная часть суммы приходится не на гонорар автору, а на техническую работу, то есть само литье.