Разбор полетов

Александр Шимковяк о счастливой жилетке, экстремальной езде, компьютерной графике и зверском аппетите Евгений ИВИНЕго команда редко проигрывает. Его авторитет в белорусском женском баскетболе  незыблем. В новом сезоне «Олимпия»  Шимковяка попробует в седьмой раз покорить баскетбольный олимп.Александр Станиславович, в прошлом сезоне со своей «Олимпией» вы вновь подтвердили звание лучшей команды страны. Выигрывать не надоело? – Не то чтобы надоело, просто я помню резонанс от нашей первой победы. Когда команда выигрывает, к этому привыкают, а затем и вовсе перестают замечать успехи. Люди любят сенсацию. Но специально проигрывать мы не собираемся. Есть профессиональная гордость. Любое поражение я воспринимаю очень болезненно.

Какое вы получили воспитание?
– Родители ремень не использовали, но один раз строго наказали. Отец закрыл меня дома на ключ, чтобы не пустить на тренировку по баскетболу. Мы жили на третьем этаже. Когда взрослые ушли на работу, я по тополю слез на улицу. Вернуться, правда, уже не мог. Так и сидел под деревом, ждал родителей. Отец потом спилил у тополя сук, но и запретов таких впредь не делал. Благодаря родителям приобрел хорошее качество – независимость. Из-за этого мне тяжело общаться с начальством. Когда меня пытаются подмять под каблук, всеми силами этому сопротивляюсь.

Поговаривают, что вы сами не прочь на тренировках применить к девчонкам «красное словцо»?
– За словом в карман не полезу – это точно. Бывают такие моменты, когда нужно одернуть, резко остановить. Что поделаешь. Какой есть – такой есть. Но после матчей разбираю и свои ошибки. Перематываю в голове мельчайшие подробности матча, всю ночь мучаюсь, вспоминаю, кто как играл. Потом делаю такой разбор полетов, что мало никому не покажется.

Вы продолжаете учиться тренерскому ремеслу?
– У каждого тренера есть свой план тренировок. Иногда подсматриваю у других, есть и свои «коронные» упражнения. Не нужно изобретать велосипед – проще посмотреть, на каких ездят. Главное, чтобы на тренировке все были при деле. Нельзя работать с двумя баскетболистками, когда остальные десять сидят. Я привык готовить команду, а не индивидуальности. Они сами раскроются.

На тренировках вы пользуетесь компьютером?
– В молодости я искал  информацию о баскетболе, потому что нельзя работать вслепую. Теперь хочу облегчить жизнь начинающим тренерам. У меня есть мечта записать пособие по тренировочному процессу на диск с помощью компьютерной анимации. На тренировке рисуешь схемы, стрелочки. Дети с трудом понимают. Показываю на компьютере – восприятие повышается в три раза. Модель упражнения прокручивается много раз. Очень удобно. Несколько лет назад начал составлять упражнения и комбинации, которые друзья  переводили в компьютерную графику. Много сидел в Интернете, поймал вирус, который погубил трехлетние труды. Дал себе обещание продолжить эту работу.

В жизни вам приходилось заниматься не совсем тренерским делом – видеопиратством.
– Да. Когда жил в Бобруйске, мы с Викторией (жена Александра  Шимковяка. – Прим. авт.) держали около полугода видеоточку. Наши девчонки тоже там подрабатывали. За счет заработанных денег даже смогли съездить на отдых в Одессу.

Вы всегда были таким маленьким и полным?
– Я был стройный, звонкий и веселый до 30 лет. Пришел работать в техникум секретарем комсомольской организации. Тогда в стране было засушливое лето, погибала трава, нечем было кормить скот. В составе стройотрядов мы выезжали на заготовки. Под Могилевом руководил одной из таких студенческих групп. Соцсоревнования, кто больше тонн даст…  Осень, дожди, холод. Месяц с температурой 37 работал, засучив рукава. Получил инфекционный ревматизм. Выкарабкивался три месяца. В больнице лечили гормональным препаратом, от которого зверский аппетит. Ложился с весом 67 килограммов, выписался – 96. С тех пор, если худею, то становлюсь вялым – организм уже перестроился.

Как у вас с вредными привычками?
– Спиртным не злоупотребляю. К тому же появились серьезные проблемы со здоровьем – прыгает давление. Врачи сказали, что резко бросать ничего нельзя, и даже посоветовали мне оптимальную дозу. Не более 150 граммов. Курить пробовал в детстве, когда  меня собирались исключить из школы за то, что на доске выцарапал имя любимой девушки Нади. Наши с ней дороги в итоге разошлись. Сейчас она преподает в БГУ философию, есть семья. Иногда с ней созваниваемся.  Хотел встретиться, на что она ответила, как настоящий философ: «Не стоит встречаться, чтобы не разочаровываться». Я ее понял…

Кстати, о женщинах…
– Все зло… (Смеется.)

Вы второй раз женаты.
– Со своей первой супругой мы вместе учились в институте. Случился Чернобыль, к несчастью, она как раз попала под  радиоактивную дозу. За четыре года она прошла Боровляны, была парализована, сделали операцию – она умерла. У нас остался взрослый сын – 30 лет. В этот период Виктория мне многим помогла. Она играла в моей команде капитаном, помогала ухаживать за женой. С Викторией мы долгое время жили в гражданском браке.  Расписались уже в Гродно, после того как  вызвал губернатор Александр Дубко. «Хочешь квартиру? Я и дам тебе однокомнатную, хочешь побольше – женись!»

Вас редко можно заметить за рулем, почему?
– Потому что у меня агрессивный тип вождения. Если дорога пустая и знак ограничения максимальной скорости «40», не могу ехать так медленно. Кто-то обгоняет – не хочу  сдаваться, хотя понимаю, что всех гонщиков не обгонишь. Немного терзаю свою «Мазду-626». На ней разгонялся до 180 километров в час на трассе в Германии. Жена говорит: «Спокойно, Сан Саныч, поедем спокойно». Когда за рулем Виктория, я сижу и кричу:  «Ну что он тебя подрезает, давай прибавь, давай левей, давай правей!» Русские любят быструю езду, белорусы – тем более…

Ходят легенды о вашей черной жилетке…
– На решающие игры надеваю ее обязательно. Фартовая очень. Я ее купил в Польше, куда ездили на детский турнир. Проиграли два матча и остались без шансов на дальнейшую борьбу.  С горя пошли с женой на распродажу. Виктория настояла – я купил эту жилетку. Надел, и мы выиграли у сильной команды. Кстати, некоторые тренеры на удачу долго не меняют одежду. Я таким не занимаюсь.

Фраза, олицетворяющая баскетбол…
– У меня есть пару пошлых… лучше не будем…

Готовить любите?
– Это мое хобби. Люблю готовить супы. Фирменный – грибной. Вся моя команда от него без ума. Девчонки приезжают в гости и сразу: «Супчик есть?» Рецепт начинается с заготовки. Изучил все леса в Поречье, грибов запасаю много. Я против жарки, консервирования и сушки – это убийство гриба. Сразу его в морозильную камеру.  Потом  люблю бросать маленькие грибочки в суп целиком: поймал ложкой, лежит, красавчик, как маринованый! В семье грибной суп до сих пор не приелся.  

Глупые поступки совершали?
– Самый глупый поступок, о котором я жалею и который бы не повторил, случился на школьном выпускном. Я поругался с любимой девушкой и подбил друзей на то, чтобы вообще не идти на бал. Приняв изрядную дозу «оптимизма», мы все-таки на него попали. Дошло до оскорбления учителей. Все кончилось вмешательством милиции. Затем с гордым  видом «шлепали» по городу домой. Вот это было глупо.

Вы счастливый человек?
–  Счастье человека в том, что он живет на планете, что природа дала ему возможность взглянуть на мир, поучаствовать в земных процессах.  

Справка «ВГ»
Александр Шимковяк – главный тренер баскетбольного клуба «Олимпия» и женской юниорской сборной Беларуси. Родился в 1955 году в Бобруйске. Окончив школу, поступил в Могилевский машиностроительный институт, работал преподавателем в Бобруйском автотранспортном техникуме, тренером в ДЮСШ-2 по баскетболу. Создал один из первых белорусских женских баскетбольных клубов «Гермес», с которым завоевал серебряные медали чемпионата Беларуси. В 1998 году переехал в Гродно, в 2000-м с «Олимпией» завоевал золотые награды. В прошлом сезоне привел команду  к шестому чемпионству.