Генералы школьных карьеров

Игорь Ахметов о том, как становятся офицерами, ловят карпа с радаром, о шалостях с магнием и о том, как прожить на учительскую зарплату Татьяна ЧЕРКЕСОткуда возникла идея набирать кадетские классы? – Просто я – несостоявшийся военный. После школы вместо экзаменов в специальное училище попал с аппендицитом на операционный стол. Чтобы не потерять год, поступил на факультет физики. Мой отец был военным, брат – полковник штаба армии в Москве. Вместе с тем считаю, что я себя реализовал на военном поприще даже больше, чем если бы служил: 75 офицеров белорусской армии – это выпускники нашей школы, некоторые из них стали начальниками и заместителями начальников пограничных застав.

На укладе школьной жизни сказывается, что большинство ваших учеников мальчики?
 – Да, ведь юноши составляют 60 процентов от общего количества школьников. Бывает, застаю, когда некоторые курят в туалете, могу за это и подзатыльник дать. А девчонки радуются – выбор больше.

И драк, наверное, больше…
– Этого не поощряю, но что за парень, который никогда не дрался? Другое дело, что борьба должна быть честной, как это было во времена моей молодости. А лучше выражать себя иными способами. Тревожно, что с экрана телевизора пропагандируется насилие, поэтому мы объясняем ребятам, как надо себя вести, особенно в кадетских классах. Кстати, в военные группы я зачисляю трудных подростков, пусть они даже не пойдут вуз, зато научатся дисциплине.

Почему девочки идут в кадеты?
– Мы начали их набирать с тех пор, как в военной академии открыли факультет автоматических систем управления связи, куда принимают девушек. Три года назад, когда ввели новшество, в такие классы конкурс среди девочек составлял 32 человека на место. Теперь в классе по две-три девушки, они как розы среди шипов.  Не обязательно, что они пойдут в Военную академию, где жесткий отбор и надо быть семи пядей во лбу, а проходные баллы не ниже «восьмерок»… После нашей школы со знаниями по физике и математике они легче поступают на технические факультеты вузов.

А вы были дисциплинированным учеником или непоседой?

– Я был хулиганистым парнем, от родителей попадало. С товарищами шутил над учителями, но редко. Одно время мы увлеклись химией. На Озерском шоссе, где находилась свалка, куда выбрасывали распиленные военные самолеты, мы собирали запчасти из магния. Затем на уроках труда магний перегоним в опилки, заполним ими до половины маленькую бутылочку, насыпем туда марганцовки, добавим капельку глицерина и закапываем в песок около лавочки, где сидят девчонки, а сами уходим. И тут перед девчонками взрывается песок: они визжат, а нам интересно.

Правда, что рядом со школой №28 появится танк?
– Не танк, а пушка. Когда на школьной линейке присутствовал командующий войсками Западного оперативного командования Александр Межуев, я ему сказал: «Мы же ваша школа, давайте, чтобы подчеркнуть военный профиль, рядом поставим танк или БТР». Оказалось, что старые машины отправили на мемориал  «Линия Сталина», а установить пушку вполне возможно.

Знаю, что в школе есть необычный музей…

– Все его экспонаты посвящены истории 28-й армии, теперь это войска Западного оперативного командования. Армия, созданная под Астраханью, дошла до Берлина, участвовала в освобождении многих городов. Есть у нас мундир, портфель и личные вещи командующего генерала Лучинского, оружие (конечно, приведенное в негодность), осколок обшивки сбитого американского самолета-разведчика, радиостанции, пластинка с речью Сталина, выпущенная после объявления войны, а также знамена. Мне приятно, что в музее находится мундир моего отца-подполковника, который служил в этой армии.

А что за экспонат, который вы храните на дачном огороде?

– Это Петруха. История его появления такова: как-то ходил за грибами и нашел красивый лосиный череп. Отшлифовал его, покрыл лаком, приладил на шесте в огороде, прибил ему кепку, приспособил пиджачок, брючки и сапоги.

Как уживаются два учителя в доме?
– Себе я уроки ставлю в первую смену, а жене – во вторую, она тоже физик. Мы учились в одной группе в университете, дружили с первого курса, потом по распределению оба работали в школе Щучинского района.

А что на даче делаете?
– Дом построил сам, русскую баню тоже. Хорошо у меня растут ежевика и клубника.

Наверное, друзья к вам приезжают отдохнуть, говорят, что вы – душа компании…
– Конечно, собираемся, песни поем, я на гитаре играю. Однако больше всех любят приезжать на дачу мои дочери, к сожалению, не поработать, а отдохнуть. (Смеется.) У первой дочери два высших образования – окончила факультеты экономической кибернетики и английской филологии, вторая по образованию учитель немецкого языка.

Вы  заядлый рыбак, есть свой секрет?
– Ловлю на удочку. Радаром прощупываем дно, ищем, где стоит рыба. Ведь радар показывает рельеф дна, а рыба водится на уклоне. Ведем графики давления и погоды. Допустим, когда давление на протяжении двух недель держится на одном уровне, а потом предсказывают его понижение – надо немедленно ехать на рыбалку. Рекорд нашей компании – улов в 180 килограммов. Самые большие рыбы, которые мне попадались, – карп весом более семи килограммов и щука около пяти килограммов.

Справка «ВГ»

Игорь Ахметов – директор гродненской школы №28 со дня ее основания уже 20 лет. Родился в 1956 году в городе Анива Сахалинской области в семье военного. Жил на Урале, в Венгрии. Школу окончил в Гродно. В 1977 году поступил на факультет физики в Гродненский педагогический институт. После его окончания работал учителем физики в Щучинском районе. Женат, есть две дочери, внучка и внук.