Месье вместо сэра

Могут ли родители вмешаться в учебный процесс?Татьяна ЧЕРКЕСКолоковы (фамилия изменена) отдавали сына в гимназию №6, потому что им пообещали, что ребенок будет изучать английский язык. Но получилось иначе.

– При жеребьевке второй класс поделили на «англичан» и «французов». Ни нас, ни ребенка не спросили, когда определяли в группу с французским, поэтому мы перевели сына в соседнюю школу №27, – рассказал Павел Колоколов в редакции.   
Ученик под заказ
Так гимназия №6, в которой недобор перво- и второклассников, лишилась еще одного ученика. А переполненная СШ №27 зачислила Виктора Колоколова двадцатым учеником в седьмой по счету второй класс.
«Жеребьевку провели по недоразумению, этого делать нельзя», – сообщил заведующий отделом образования администрации Ленинского района Сергей Ламеко. Между тем, какой язык изучать школьникам, решает государственный заказ: 55 процентов от общего количества зарубежных языков в городских школах отводится английскому, 20 процентов – немецкому, 15 процентов – французскому, 5 процентов – испанскому и столько же иным иностранным. Гимназия №6 выполняет государственный заказ, преподавая французский.
Правда, два года назад здесь ввели еще и английский в качестве основного языка. Но желающих отдать на него детей оказывается намного больше, чем на основной, французский профиль (им школа отличается от других учебных заведений). «Жеребьевка в классе – единичный, не правильный случай. Однако мы не можем удовлетворить все запросы. Большое количество родителей и вовсе отказываются от нашей школы из-за французского, поэтому мы недобрали двести ребят», – пояснила директор гимназии №6 Валентина Бобчик.
Пишите письма… директору
Этот случай поднимает традиционный вопрос о родительских правах в школе. Как оказалось, и мамы с папами вполне могут влиять на учебный процесс. Первый вариант – написать заявление с просьбой на имя директора. Такой сценарий возможен, если родители просят конкретного учителя для своего чада или хотят, чтобы ввели новые образовательную услугу, кружок.
– Как правило, выбирают учителя для младших школьников. Допустим, в прошлом году в первый класс адресно к одному педагогу записалось 35 человек. Пошли навстречу: набрали в класс к востребованному педагогу 28 детей. Теперь создаем кружок современного танца, потому что об этом просят в 33 заявлениях, – рассказала Валентина Бобчик.
К слову, для формирования нового кружка или изучения дополнительного спецпредмета нужно не менее 13 заявлений от родителей. И, как отмечают педагоги, ввести таковые на платной основе (не более десяти тысяч в месяц) не трудно. Сложнее с просьбами другого типа. К примеру, как ни просили в одной из гродненских школ оставить учителя биологии, который преподавал и в университете, он оказался учебному заведению не по карману.
Второй путь для инициативного родителя – действовать через совет школы, а лучше в него записаться. Решения, принятые этой организацией, являются законом как для всей школы, так и для директора. Однако в образовательных заведениях с большим количеством учеников в советы входят представители не от всех классов.    
И, наконец, можно перевести ребенка в другую школу, где есть то, что хочется. «Согласно Закону о среднем образовании, нет препятствий переводу школьников в другие образовательные заведения при наличии в них свободных мест», – говорит Сергей Ламеко. Но чтобы не прибегать к этому,  отдавая ребенка в первый класс, лучше подробно изучить и сравнить профили, кружки, дополнительные уроки городских школ, посмотреть их интерьер, побеседовать с директорами, попросить у них буклеты с описанием учебных заведений.


Эксперт «ВГ»
Анна Янчий, преподаватель кафедры возрастной и педагогической психологии Гродненского университета имени Янки Купалы:
– Защищать интересы детей – нормальное и правильное поведение родителей. Их психологическая потребность изъявлять свою волю в школе, говорить, каким они хотят видеть своего ребенка. И надо понимать, что родители «заказывают» школу и они в своих детях заинтересованы больше всех остальных. Для благоприятной атмосферы родители и школа должны идти навстречу друг к другу: объясняться, находить компромисс.