Подземный заброс

Репортер увидел городское дно вместе с диггерамиИнна ГРИШУКВ канаве обнаружили лестницу, по которой спустились на четыре метра под землю.

«Сделали заброску», – начала вводить меня в курс дела Татьяна. Вместо ожидаемой грязи увидела бетонную дорожку, рядом журчал ручеек. На этот раз диггеры выбрали самый простой и чистый маршрут.

Куда уводит люк?
«Сюда стекает дождевая вода», – объяснила девушка. По темному тоннелю высотой не больше полуметра предстояло пройти около двух километров под землей. Оказалось, маршрут делится на несколько участков. Между тоннелями есть небольшие «комнаты», через которые можно попасть наружу. Новичок в первое путешествие идет посередине. Впереди – направляющий, сзади – замыкающий. Правда, успевать за первым не получалось никак. Обычно диггеры ходят довольно быстро. «Под землей время летит незаметно. Если пойдет дождь, нас просто может затопить,» – объяснили мне. Лужи на дорожке подтверждали, что ночью вода поднималась на полметра. А во время больших ливней канал полностью затапливается. Об этом говорили пакеты и мусор, которые мы позже обнаружили на лестницах в промежуточных «комнатах».
 «Здесь уже кто-то был, – сказала Таня, показывая на окурок. – У нас есть строгое правило: оставлять после себя все так, как было до прихода». Поэтому мусор они забирают с собой, не делают надписей на стенах… Диггеры вообще делятся на две категории. Это разведчики и фотодиггеры. Но на практике приходится быть и тем и другим. В подземельях можно найти много интересного. «Если в воде содержится соль, на потолке появляются сталактиты, сталагмиты и солевые отложения. Здесь есть и жизнь – паучки, букашки, много комаров…»

60 метров под метро
С профессиональными диггерами Таня познакомилась год назад в Санкт-Петербурге. Вместе с ними путешествовала по еще строящейся системе канализации. Вообще, в компании диггеров очень редко встречаются девушки, их не берут в трудные походы. Но Татьяне повезло, ее приглашали. Вылазки приходилось делать ночью, чтобы не попасть на глаза рабочим и обслуживающему персоналу, которых называют «монтерами» (ударение на первом слоге). Спускались на 60 метров глубины под метро, проходили около двадцати километров. «У них все рассчитано: сколько времени нужно идти, сколько отдыхать». Если на пути попадается небольшой рабочий паравозик, какой-то участок можно прокатиться на нем. Самое первое путешествие запомнила навсегда. «Шли по подземной речке, вода выше колена, течение очень сильное, на тебе тяжелый резиновый костюм. Мы тогда даже под Невой проходили».

Что взять с собой
В рюкзаке диггера должно быть два фонарика, из питья – кока-кола, если намечается долгое путешествие – бутерброды. Главное условие – перед спуском нельзя употреблять спиртное. Питерцы часто берут с собой и инструмент, которым перерезают решетки, дабы добраться в недоступные места. Многие покупают форму с надписью «Метросторой», в которой работают строители. «И обязательно должна быть каска». Почему? В ответ Татьяна рассказала историю: знакомые встретились с монтером. Оказалось, это был начальник бригады. «Почему без каски?» – был первый вопрос. И только потом поинтересовался: «Кто вы такие?»
«…Теперь мы на глубине трех – четырех этажей. В конце следующего перехода конец тоннеля, – объявили мои проводники. – Выбираться будем здесь». Карабкаться пришлось по мокрым от сырости ржавым лесенкам и балкам. «Осторожно. Прутья старые, могут погнуться или вообще сломаться», – предупредили меня. Тут я пожалела, что не обула кроссовки. Подошва туфель могла в любой момент соскользнуть с выступа стены. Уже наверху выяснилось, что мы в центре города рядом с Неманом. Представьте реакцию прохожих, когда внезапно открывается люк, а оттуда выходят парень и две симпатичные девушки! Трое мужчин, стоявших неподалеку, тоже не совсем поняли, что происходит.