Мечтатели и старатели

В отсутствие частных инвесторов земли возле Августовского канала начинает осваивать государствоИнна МАКСИМЧИКСегодня вокруг Августовского канала сложилась удивительная ситуация. С поистине международным размахом к водному пути привлекаются туристы. Государственная машина работает в этом направлении с упорством крота и со все нарастающими  оборотами. В иные выходные на шлюзах собираются сотни людей.

Казалось бы, вот она – золотая дорожка к успешному бизнесу на природе.  Но канал эксплуатируют второй год, а серьезные намерения освоить землю проявляют единицы. На берегу идет реальное строительство только одного небольшого инвестиционного объекта в районе речки Осташанка – усадьбы, стилизованной  под 18 век. Еще две частные фирмы – на стадии проектов. В целом, «частные инвестиции»  не продвинулись дальше вялотекущего строительства коттеджей.

Мостик с видом на луг
Похоже, самым крупным собственником объектов инфраструктуры на канале становится тот, кто его восстановил, – государство. По словам заместителя начальника управления физкультуры, спорта и туризма Михаила Кажуры, уже в этом году планируется за счет областного бюджета начать строительство на берегу двух кафе и небольшой гостиницы на 20 посетителей.
Больше всего туристических объектов на канале появилось сегодня за счет средств его главного хозяина – областного унитарного предприятия «Гродномелиоводхоз». Эта структура должна поддерживать в рабочем состоянии гидросооружения, обслуживать водный путь. Кроме того, за ней закреплена прилегающая территория. Как раз там сегодня один за другим появляются объекты: деревянные навесы, причалы, мостики, сходни, оборудованные стоянки, туалеты, колодцы. Три бывших домика смотрителей – кирпичные просторные здания начала 20 века – теперь принимают гостей за плату в 100 тысяч рублей за сутки. Навесы со столами сдаются за 54 тысячи рублей. И, по словам директора ОУП «Гродномелиоводхоза» Бориса Богданца, недешевые предложения пользуются популярностью и расписаны на несколько недель вперед.
Основными развлечениями  на канале ведает пока также «Гродномелиоводхоз»: лодки, водные мотоциклы, теплоход «Неман». Услуги платные.  Час проката одной лодки стоит 5 тысяч рублей, час аренды теплохода – 165 тысяч рублей. При желании клиента устроить уединенный пикник его перевезут на остров вместе с припасами.  
По словам Бориса Богданца, средства, полученные от проката и аренды, конечно, не окупают содержание канала, но приносят доход для продолжения начатого дела и обеспечивают оплату труда работников (всего обслуживает канал 20 человек) зимой, когда заканчивается сезон.

Построил гостиницу – заплати за  урожай
Справедливости ради, больших денег здесь пока еще никто не заработал. Вложенные государством на восстановление водного пути миллионы долларов терпеливо ждут своих старателей. Наиболее вероятные причины: либо у людей нет денег, либо условия созданы слишком сложные, чтобы их преодолевать.
Чего все-таки боится инвестор? Риски давно известны – бюрократия в выдаче разрешений, отсутствие коммуникаций, долгие сроки окупаемости объекта.
Например, только для того, чтобы начать строительство, собственнику нужно, чтобы ему выделили участок под проектные работы, потом этот же участок должны выделить под строительство, а потом еще раз в пользование. Кроме того, Августовский канал – природная зона особого статуса со всеми вытекающими последствиями и целым букетом согласований: у геодезистов, служб охраны природы, местных органов власти и так далее.  Принцип одного окна здесь не действует.
Доходит до курьезов. Одному из самых активных сторонников развития туризма на канале Сергею Коледе, (турфирма «Немново-тур»), председатель местного сельхозкооператива пытался доказать, что на выделенном инвестору участке когда-то удивительно плодоносило тритикале, и теперь господину бизнесмену нужно вернуть громадные деньги за несобранные урожаи.
– Инвесторов было бы больше, если бы владелец мог приобретать уже согласованный со всеми инстанциями  участок, а еще лучше с подведенными к ним  инженерными коммуникациями, – считает архитектор Анатолий  Король.  Кроме того, необходимы все-таки преференции при строительстве туристических объектов. По словам Михаила Кажуро, в Египте, например, тот, кто строит туристическую инфраструктуру, освобождается от уплаты налогов на пять лет, а если этот объект находится на берегу Красного моря – на 15 лет.

«Детям и милиционерам скидка»
Еще один спорный вопрос: как проследить, например, на протяжении 22 километров водного пути, кто занимает навесы на берегу или использует платные стоянки, мусорит в лесу?  Сплавляется группа байдарочников, пообедала – и дальше поплыла. Такие случаи уже бывали.  Вложит деньги один, а использует потом кто угодно.
 Несмотря на разговоры и планы, до сих пор на канале нет как механизма сбора средств за услуги, так и единой организации контроля. За разные направления отвечают разные службы: мелиораторы, лесники, районный исполком, сельсовет. Разговоры о создании действующей администрации или дирекции канала, куда вошли бы все службы, остается на уровне совещаний.
– Канал мне сегодня напоминает Аляску: сюда устремились старатели, и каждый ищет свой прииск. А между тем его необходимо продавать и продавать выгодно. Создать пакет услуг и зарабатывать, начиная с туристических маршрутов, – считает профессор Светлана Куль-Сельверстова.
Например, ни одна туристическая фирма не может привезти клиентов в  Вену, Венецию или Берлин и показать город. Необходимо заключить контракт с местным агентством. Подобный пример есть в Несвиже, где маршруты продает одна фирма. Так, считает Светлана Куль-Сельверстова, и порядка, и инвесторов было бы больше.
Из зоны привлекательной для инвестиций почему-то выпали туристические объекты. А их на канале в радиусе пятнадцати километров от берегов небывалое количество – 52, среди них усадьба Белые Болота, поместье Радзивилки, дворцовый комплекс Святск, немецкое кладбище в Селивановцах. Наверное, самый посещаемый объект – доты в районе деревни Наумовичи.  
Мы с трудом пробрались к ним сквозь некошеную траву на тропинке. Рядом какое-то семейство отважно уходило в темные провалы между заросшими кустами бетонными  плитами. У дотов нет статуса памятника, нет и хозяина. Один предприниматель собирался построить здесь музей, оборудовать площадку, открыть торговую точку. Но отложил замысел на неопределенное время. Как не вспомнить Остапа Бендера с его желанием продать горный пейзаж и секретом успеха: «детям и милиционерам – скидка».


В тему
Десятки тысяч польских туристов смогли доплыть до белорусской части Августовского канала и только единицы перешли границу и сплавились до Немана. Даже если у туриста есть виза, он не может пересечь сезонный пункт пропуска Лесная – Рудавка. Для этого ему необходимо заполнить более 10 различных документов и купить путевку. Пункт пропуска же открыт, если  у пограничников и таможенников есть официальное уведомление. Так что иностранные туристы и этим летом оставляют свои денежки в польских гостиницах, деловых центрах, ресторанах, детских кафе, а наш современный и красивый переход летом по большей части был закрыт. Одно из предложений: почему бы не открыть его на весь сезон, а путевки и ваучеры  продавать прямо на границе?