Поцелуй волка

Бас-гитарист Виктор Никулин научился дрессировать самых непокорных хищниковИнга ОСТРОВЦОВА Украинский цирк-шапито «Руссоли» единственный в мире, где дрессируют волков. Здесь давно привыкли к звонкам из киностудий: где еще взять обученного трюкам свирепого хищника? Удивительно, но найти общий язык с ними удалось… музыканту.

Бывший эстрадный артист, а ныне дрессировщик Виктор Никулин живет с семьей в домике на колесах, который сделал своими руками. В нем две комнаты, туалет и ванная с холодной и горячей водой. Поговорить внутри не получилось: у детей был тихий час. Они частенько путешествуют с родителями: жена Виктора, по специальности дирижер оркестра народных инструментов и баянист, тоже переквалифицировалась в дрессировщицу.
Пока под сводами шатра готовились к представлению, мы побеседовали, присев на край арены. Виктор пришел в цирк из Краснодарской филармонии. Случилось это 15 лет назад. Прежде чем стать дрессировщиком, работал музыкантом. Колесил с артистами, присматриваясь к трюкам. Подметил, что волками никто не занимается: слишком сложно добиться желаемого результата. И подумал: а почему бы не попробовать? Сначала действительно ничего не вышло, и зверей пришлось вернуть в зоопарк. А вот вторая попытка увенчалась успехом.
Теперь в числе подопечных четыре льва, пять волков, две рыси и две гиены. Вывезти такую разношерстную компанию за рубеж удается не всегда: у каждой страны свои требования. Например, во Францию волки невъездные, а вот в Японию – запросто, зато там собаки на карантин садятся. Так что Гродно, считайте, повезло. В цирке, раскинувшемся на улице Курчатова под палящим солнцем, течет своя жизнь. Возле вагончиков стирают в тазиках белье, кто-то готовит обед, а рядом в клетках дремлют львы.

Почему с волком работать сложнее? Все в лес смотрит?
– Волк – это характер. Он никогда не будет подчиняться человеку и не останется с ним жить. Взять детеныша к себе в стаю и вырастить его – другое дело.

А лев разве придет?
– Будет жить, как домашняя кошка. С одной стороны, волки добрые, ласковые, с ними и поцеловаться можно. Но не успеешь опомниться, как перед тобой опытный охотник, свирепый и трусливый одновременно. Сочетание совершенно несовместимых черт характера.  Вот еще что важно: сам по себе зверь небольшой, а охотится на крупных животных. Потому и цену добыче знает. Львица лежит себе в прерии, смотрит – о, зебры пошли. Ну, промазала – подумаешь, другие придут. А волку нужно попахать. Киплинг очень тонко подметил – собака пришла к человеку и сказала: «Я буду тебе служить, охранять твое жилище, воспитывать твоих детей, только ты меня корми». Волк пришел к человеку, когда тот умирал с голоду. Принес кусок мяса, накормил и ушел. А почему сотрудничать с человеком не хочет – не знаю.

Но у вас же получается.
– А это не сотрудничество. Мы Маугли, которые к ним в клетку ходят.

Вы к ним подлизываетесь?
– Конечно. И у каждого свои гастрономические пристрастия. Свиньи любят голландский сыр, гиенам курятину дают, медведям печенье медом мажут. Некоторые обходятся и без прикормки. Но ласку любят все. И настроение чувствуют. Им это важнее, чем угощение. Если бы я пришел злой, схватил собаку, два раза пнул и потом дал ей конфету – нет, такое не пройдет.

Выходит, вы государственные служащие, раз цирк бюджетная организация? Каково же у таких чиновников расписание дня?
– Все зависит от жанра. Тем, кто работает с животными, на гастролях репетировать неудобно. Для этого существуют стационарные цирки, на Украине их одиннадцать. Это и есть наши базы. Понедельник и вторник выходные, в эти дни там даже свет отключают. Но акробаты все равно в спортзал ходят. Сами понимаете: на одной ходуле три сальто – это не шутка. Если не в форме будешь, так и не допрыгнешь. Представьте, сколько надо артистов, чтобы каждый день один разбивался?

А несчастные случаи часто бывают?
– Намного реже, чем на улице сбивают автомобили. Травма – это трагедия, поэтому любой артист предпочитает сорок раз перестраховаться, прежде чем сделать сложный трюк.

Как возникают номера? Вы ведь музыкантом пришли, с чего начинали?
– Первый номер создается по таким крохам, что вы даже не представляете. Артист театра или кино за свою жизнь может сыграть множество ролей. В цирке на один номер уходят годы, и потом с ним выступают всю жизнь. А зверей и вовсе вырастить сначала нужно, постоянно наблюдая за их способностями. Долго над собой работают и гимнасты, помаленьку продвигаясь все дальше и дальше. Канатоходец сначала на низкой высоте перекладину между барьерами перебрасывает, а уж потом поднимается на высоту. В этом и заключается цирковая жизнь, ее суть.

Что тяжелее: заставить животное повиноваться или удивить зрителя?
– Если вы собрали такую толпу и вам нечего ей сказать, зачем вы сюда пришли? В цирке нет фонограммы, как нет и плохо сыгранных ролей.