Торговля ищет крышу

Приживется ли у нас гипермаркет?Алёна СИНЕВИЧСтроительство третьего из запланированных в Гродно гипермаркетов, возможно, начнется уже в этом году.

Участок в районе проспектов Клецкова – Янки Купалы продан с аукциона за 7 миллиардов 100 миллионов рублей. Несмотря на это, город остается единственным областным центром, где до сих пор нет ни супер-, ни гипермаркета.

Борьба за место
Право аренды участка почти в девять гектаров приобрело иностранное частное предприятие «Тринити Инвест». Как сообщил руководитель компании Александр Караник, по условиям аукциона объект должен быть готов через три года. Гипермаркет «Алми» на проспекте Космонавтов готовят к сдаче в декабре. Торговый центр компании «БелВиллесден», как сообщил заместитель начальника управления недвижимости и развития торговли предприятия Виталий Пигуль, начнут строить осенью.
Судя по планам владельцев, бутиков с дорогими зарубежными марками одежды, украшений, косметики здесь не будет. Традиционный белорусский формат таких магазинов представляет собой набор из продовольственного отдела, магазинов одежды, обуви, товаров для дома и инфрастурктуры. Будут банки, аптеки, кафе.
В свою очередь предприниматели опасаются постепенного их вытеснения из торговли крупными «сетевиками». Это опасение обоснованно. Заказчики «маркетов» не заинтересованы в сотрудничестве с мелким бизнесом, склоняясь к контакту с крупными поставщиками. Директор ЗАО «Гродноторгсервис», собственника нескольких мини-рынков, Игорь Тарасенко говорит, что до сих пор сложно представить, в каком формате будут работать торговые гиганты. «У нас традиционно рынок специализируется на промтоварах, гипермаркет – на продуктах. Если они будут работать по европейскому образцу, торгуя промтоварной группой и дорогими вещами, то конкуренция получится ощутимой. Если же это будут просто большие магазины, то рынкам нечего бояться».

Покупателей поделят
 «Мы не хотим с ними конкурировать, – сказал руководитель группы компаний «Алми» в Беларуси Геннадий Жуков. – Будем работать в другом сегменте, со своим уровнем цен, лучшим выбором товаров и обслуживанием».
Открытие гипермаркета перетягивает как продавцов, так и покупателей под крышу. Похоронит ли это расположенные в округе небольшие продуктовые магазины удобного формата «у дома»? Это не случится, если в разного типа торговых точках будут нацелены на решение задач для определенного круга покупателей.
Не следует сбрасывать со счетов и то обстоятельство, что в Беларуси гипермаркеты не могут предложить покупателям товары по более низким ценам. Во-первых, отсутствует возможность работать с крупными оптовиками – их просто нет, да и вряд ли появятся в ближайшей перспективе. Во-вторых, ценовая политика гипермаркетов регулируется на государственном уровне, а доходы населения до сих пор не позволяют рассчитывать на средний чек даже в 15 долларов. Цены здесь не могут быть намного ниже, чем в других крупных магазинах города или на рынках. Тут дело скорее в покупательских пристрастиях (многие охотнее пойдут не на рынок, а в гипермаркет, где можно не только купить все необходимое, но и интересно провести время) и, конечно же, в престиже.

В гипермаркет на экскурсию
Заказчики, заявившие о своем намерении строить такие объекты, будут стараться насыщать их какими-либо сопутствующими услугами, элементами дополнительного сервиса, которые притягивали бы покупателей и позволяли конкурировать с действующей сетью менее крупных торговых объектов и уже действующих торговых центров, считают специалисты Информационного центра коммерческой недвижимости «Твоя столица» (Минск).
У специалистов не вызывает сомнений, что население созрело для плавного перехода от «затаривания» на открытых рынках к покупкам в супер- и гипермаркетах. Однако в предпринимательской среде противоположное мнение.
– На сегодняшний день покупательский спрос упал почти на треть, – говорит председатель совета предпринимателей рынка «Корона» Юрий Гапанович. – Народ «закредитован» и не может себе позволить крупные покупки. Кроме того, по моим сведениям, арендная плата в строящихся гипермаркетах слишком высока, чтобы туда шел предприниматель.
По идее, через пару лет городу достанутся три гипермаркета. Однако что  получат покупатели и какое место на рынке останется предпринимателям, неизвестно.