Мы из Белоруссии

Александр ЛЕВКЕВИЧ  Четыре мгновения войныНесколько недель корреспондент «Вечёрки» принимал звонки и встречался с ветеранами Великой Отечественной войны.  У фронтовиков, поделившихся воспоминаниями о своей военной молодости, дрожали голоса и на глаза наворачивались слезы…

Автограф на рейхстаге
Девятнадцатилетнего Анатолия Левковича призвали в армию 3 июля 1941 года. В городе Канаш Чувашской АССР новобранцы прошли подготовку. В конце ноября под Тулой состоялось боевое крещение, которое Анатолий Федорович запомнил на всю жизнь: «Было страшно, очень не хотелось умирать». Однако необстрелянные бойцы сумели преградить дорогу фашистским танкам, рвавшимся к Москве. Вскоре наши войска перешли в наступление. Союзником Красной Армии выступил лютый мороз, которого так боялись гитлеровцы, – минус сорок два градуса.  В результате 1 января 1942 года была освобождена Калуга. На железнодорожной станции стояли вражеские эшелоны с … новогодними подарками. Вот тогда-то красноармеец Левкович попробовал немецкий шоколад.
А уже 7 января Анатолий был ранен. После госпиталя шесть месяцев учился в Пензенском минометном училище. Затем молодого лейтенанта направили на Западный фронт. Освобождал Беларусь, Польшу, с боями дошел до Берлина. Анатолию Федоровичу запомнилось, как его часть вступила на территорию Германии. На въезде в небольшой городок Лансберг по обеим сторонам дороги были врыты два столба, к которым закрепили белое полотнище с надписью «Вот она, проклятая Германия!»
А вот оставить свою подпись на фашистском рейхстаге в мае 45-го не удалось. Однако благодаря хитроумному плану своего командира старший лейтенант Левкович получил такую возможность в июне. Полковник Павленко приказал сделать лестницу, и с ней недоумевающие бойцы выехали в Берлин. И лишь у самого здания они все поняли. Ведь иначе оставить свой автограф не получилось бы – внизу свободного места не было. Анатолий также поднялся на пятиметровую высоту и краской вывел: «Мы из Белоруссии!»

Это было все-таки со мной…
18-летний Миша Шерстнев только успел окончить среднюю школу и поступить в Саратовское танковое училище, как началась война. В декабре 42-го учеба закончилась, и с мая 1943 года молодой лейтенант командует танком на Западном фронте. Участвовал в боях на Курской дуге, был тяжело ранен. После лечения – командир танкового взвода, а затем и роты, освобождал Беларусь и Латвию, с боями дошел до Германии.
Один из самых запоминающихся боев произошел на латвийской земле в июле 1944 года. Старший лейтенант Шерстнев получил приказ: прорваться со своей ротой в тыл немцев, выйти к железной дороге Двинск –Резекне, захватить станцию Залюми и удержать ее до подхода главных сил.  На «железке» действовал вражеский бронепоезд, который наносил серьезный урон нашим войскам, готовящимся к наступлению. Рано утром танкисты с десантом на броне отправились на задание. На пути к станции пришлось «пообщаться» с вражескими самолетами: они внезапно появились над нашими танками. Самолеты летели настолько низко, что четко была видна свастика на крыльях. Зная, что немецкие танки Т-VI по конфигурации схожи с «тридцатьчетверками», Шерстнев подал команду экипажам: «Выйти из машин и размахивать шлемами!» Обман удался – самолеты удалились. Достигнув станции, наши танкисты вступили в бой и закрепились на отвоеванных позициях. До конца дня и в течение ночи они отбили несколько атак противника, сумев продержаться до подхода основных сил.
Боевой путь Михаила Шерстнева на латвийской земле отмечен орденами Красной Звезды и Красного Знамени. После окончания боев в Прибалтике его родители получили от командования части два благодарственных письма, которые он бережно хранит в своем альбоме.
Михаил Иванович – почетный гражданин латвийского поселка Мадлиена. В 1989 году он по приглашению местных властей в последний раз там гостил. Но после распада СССР в Мадлиену больше не звали…

Австрийская баллада
Как и миллионы советских людей, тринадцатилетняя харьковчанка Люда Рогожина узнала о войне по радио. Она не могла и предположить, какие перемены произойдут в ее жизни. Отец погибнет на фронте, мать – во время бомбежки в Харькове. Очень хотелось отомстить врагу, и с отступающими советскими войсками Люда покинула город. Чтобы взяли, она прибавила себе два года. Была санинструктором, участвовала в Курской битве, в освобождении Молдавии, Украины, Румынии, Польши, Венгрии и Австрии.
В боях «сестрички» шли за первой линией атакующих. Затем – назад в медсанбат с ранеными. Хрупкой, невысокой Люде неоднократно приходилось тащить на себе тяжеленных мужчин. Кстати, спустя годы в Москве она случайно встретилась с одним из тех, кому спасла жизнь, и тот узнал ее!
Вынося из-под огня наших солдат, многие «сестрички» погибали. Во время Ясско-Кишиневской наступательной операции санинструктор Рогожина была ранена и контужена. Ее тетя вскоре получила «похоронку». После ожесточенного боя девушку не нашли и записали в погибшие.
О Победе Людмила Ивановна узнала в Австрии. Еще шли бои в Альпах, где в лесах прятались фашисты. И вот 12 мая, будучи в горах, услышали частую стрельбу внизу, в деревне. Спустившись, увидели: играет гармошка, солдаты поют песни. Победа! Радости не было предела…
Война, отняв родных и друзей, взамен свела Люду с будущим мужем – командиром стрелковой роты Николаем Рыбальченко. Поженились они вскоре после Победы в Австрии. Свадьбы как таковой не было – была надежда на счастливое завтра. В сентябре 1945 года в звании сержанта Людмила  демобилизовалась. Несколько лет супруги прожили в Австрии, затем были Венгрия, Украина, Камчатка. С 1976 года – в Гродно. Вырастили двух сыновей. Фронтовой союз Николая и Людмилы Рыбальченко продлился 44 года.
Разведка боем
Уроженца Алтайского края семнадцатилетнего Павла Золотарева призвали в действующую армию в октябре 1943 года. До мая 44-го молодое пополнение обучали, а затем направили на фронт. Павел Иванович – участник операции «Багратион». Один из первых боев произошел в июне 1944 года у реки Лучесы в районе Витебска. Необходимо было организовать переправу роты через реку. Командир вызвал к себе пятерых комсомольцев, среди которых был и Павел Золотарев, отдал приказ и добавил: «Надеюсь на вас…» Бойцы под огнем противника сумели перебраться на противоположный берег, быстро навели трос через Лучесу и обеспечили переправу. За этот бой Павел был награжден орденом Славы III степени. Там же, под Витебском, запомнилась разведка боем. На рассвете наши атаковали позиции немцев на окраине города, выяснили местонахождение их огневых точек и взяли в плен двух офицеров и фельдфебеля.
Дальнейший путь воинов III Белорусского фронта лежал в Литву. Здесь у города Таураге в августе 44-го Павел был тяжело ранен. В строй вернулся в конце года. В 1945 году участвовал в Будапештской операции и освобождал Восточную Пруссию. Еще одна разведка боем произошла у Пилькаллена. Под прикрытием пяти танков разведчики достигли окраин города и вступили в бой. Но фашисты опомнились и предприняли контратаку. К этому времени система обороны немцев была вскрыта, и поступил сигнал отхода. Однако противник наседал. Был тяжело ранен командир роты, и Павел вынес его с поля боя.
Победу Павел Золотарев встретил в Тильзите (Восточная Пруссия) на курсах младших лейтенантов. Курсанты днем учились, а ночью воевали. У Балтийского моря была блокирована крупная группировка гитлеровцев, которые стремились вырваться из окружения.
После окончания войны Павел Иванович еще два года участвовал в разминировании Кольского полуострова.

P.S. Мы благодарны тем, кто откликнулся на акцию «Вечёрки» «Одна на всех у нас Победа»: ветеранам, приходившим и звонившим в редакцию, их детям и внукам, а также руководителю музея гимназии №6 Людмиле Дятчик. К сожалению, далеко не все материалы мы смогли опубликовать в этом номере. Письма и фотографии военных лет обязательно будут напечатаны позже. Поздравляем всех с Днем Победы! Здоровья и долголетия вам, дорогие ветераны!