Берлин – город медведей

В немецкой столице появилась своя ФудзиямаАлёна СИНЕВИЧРождение белого медвежонка Кнута в Берлинском зоопарке стало сенсацией для жителей мегаполиса. Горожане так полюбили топтышку, что поступлений от продажи билетов в зверинец хватит, чтобы отстроить его заново.

Кнут и пряник

Апрельские номера газет пестрят сообщениями о белом медвежонке. За право попасть на первую полосу борются новости от правящей партии христиан-демократов, события на киевском майдане и уморительные истории о зверьке. Вот он стал выходить из закрытого помещения в вольер, а вот начал есть рыбу. Папарацци фиксируют каждый шаг Кнута. С чего бы такой ажиотаж? Как оказалось, у зверька необычная судьба. Его мать, жившая на бескрайних снежных просторах Канады, едва не погибла от рук браконьеров. Позже она попала в цирк, а, родив Кнута, отказалась от него. Попав в Берлин и оставшись без материнской опеки, детеныш оказался на грани гибели. Местный ветеринар ради питомца пошел на все: на несколько недель оставил семью, двоих детей и ночевал в вольере, собственноручно выкармливая малыша из соски.  
 – Вы обратили внимание на то, что в Берлине больше собак, чем детей? – спрашивает 20-летняя Петра. – Здесь никого не удивляет, когда в семье сразу после свадьбы появляется домашний питомец, а не ребенок. Дети обходятся дороже, а ясель не хватает.
На Постдаммерплац, центральной площади немецкой столицы, гуляют пары в сопровождении разнопородных собак. Животные без поводков и намордников. Напротив рейхстага – зеленая лужайка и никаких претенциозных монументов. Не поверила своим глазам, увидев на молодой травке, перед зданием правительства теплые компании на пикнике. Кто целуется, а кто дрессирует питомцев.

Ангела Меркель разрешила ясли
Норберт Бекманн-Диркес баллотировался в бундестаг с программой, главным пунктом которой было обещание открыть новые детские садики. «В Западной Германии только 5–8 процентов детей могут посещать ясли, в Восточной – до 40 процентов. Дошкольных учреждений просто не хватает. Женщины становятся на очередь еще до рождения ребенка». Ангела Меркель, первая в истории Германии женщина – федеральный канцлер, опиралась в своей предвыборной кампании на прогрессивную для этой страны идею «освобождения» женщин от трех «к» – кухня, кирха, дети (в немецком языке эти слова начинаются с буквы «к»). Она сказала, что женщина должна иметь возможность работать и воспитывать детей. Как ни странно, но до сих пор в Германии популярна идея о том, что, став матерью, фрау посвящает себя семье. По этой простой причине детские садики за ненадобностью просто не строились. Сейчас, чтобы отправить дитя в сад, придется платить от 50 до 500 евро ежемесячно. Это существенная сумма даже для Берлина, некоторые здесь зарабатывают всего по тысяче евро в месяц.
В Германии традиционно рожают намного позже наших женщин: сначала делают карьеру, а потом обзаводятся потомством. Снижает рождаемость и свободная любовь («Дорогая, штамп в паспорте – лишь формальность, давай поживем для себя…») и однополые отношения. В декретный отпуск немецкие женщины уходят за шесть недель до родов. Место сохраняется два года, если молодая мама работала в частной фирме, и до семи лет, если в госструктуре.

Что немцу хорошо, то нам непонятно
У немцев все не как у нас. Метро (U-bhan) в некоторых местах поднимается над землей, а городские электрички пропадают в глубоких тоннелях. Минеральная вода стоит два евро за бутылку, а пиво – 1,5 евро. Бывшая партийная газета «Берлинер цайтунг» выкуплена американским пенсионным фондом, и теперь журналисты шутят, что продались заокеанским старикам. Берлинская стена расфасована по кусочкам, запаянным в сувенирную упаковку. Перед Бранденбургскими воротами берлинец в форме советского прапорщика фотографируется за деньги с туристами. В художественной галерее до глубокой ночи играет рок-группа, вход – свободный. В центре недавно построенное здание фирмы «Sony» с крышей в форме горы Фудзияма, вершина которой видна с отдаленных улиц.
Кстати, в Берлине из трех с половиной миллионов жителей 300 тысяч – русскоговорящих. Убедиться в этом можно, зайдя в любой супермаркет или ресторанчик. Отчаявшись найти в «Россмане» нужный крем, я попытась объясниться по-английски с охранником. На что получила недвусмысленный ответ на русском: «Чего мучиться-то? Спросите у кассира!» Ничего не понимая, выходишь и попадаешь в Интернет-клуб, хозяин которого родом из Костромы. Но больше всего удивляет берлинская свобода нравов. К примеру, в сауне фешенебельного отеля «Маритим» фрау и герры парятся голышом в общем отделении.

Справка «ВГ»
В Берлине ежегодные капиталовложения в строительство составляют 15,5 миллиарда евро, из них 2,8 миллиарда – от «Sony» и «DaimlerChrysler». В Берлине 300 баров и клубов, 64 бассейна, 137 кортов, аквариум, два зоопарка.