Кондуктор, нажми на тормоза

Для кого работает приграничный транспорт?Татьяна ЧЕРКЕСПочти каждому гродненцу приходилось бывать в Польше и Литве. И неудивительно: в соседних государствах одни получают образование или работают, другие навещают родственников, едут за визой или в туристические поездки. Но, оказавшись в автобусе или поезде с западным направлением, понимаешь, что транспорт приспособлен для «челноков».

Читательница «Вечёрки» Анна Рапейко, окончив польский университет, нашла работу в Белостоке. Приезжает домой несколько раз в месяц на поезде Белосток – Гродно, обратно – «по железке» до Кузницы.
– Транспорт в ужасном состоянии, – сетует Анна. – С гродненской станции в первый вагон зайти невозможно, в него не пускают «челноки». Ведь тот, кто оказывается в первых рядах, быстрее пройдет таможенно-пропускной пункт в Польше. По пути люди начинают прятать алкоголь и сигареты. Раскручивают ниши над твоей головой, просят встать и выдергивают сиденья. Так как на польской территории запрещено курить в поездах, до границы дымят не только в тамбурах…

Поляки пускают электричку
По словам начальника железнодорожного вокзала Александра Соколовского, поезд, курсирующий в Польшу, не соответствует требованиям, которые предъявляются к международным составам. С гродненского железнодорожного вокзала в неприглядном виде отходит только этот маршрут.
Хотя состав принадлежит польской стороне, по уровню комфортности он схож с пригородной электричкой со старейшим интерьером и деревянными сиденьями. При этом для междугороднего сообщения по территории Польши используется транспорт более высокого класса. Как считает Александр Соколовский, виноваты в этом люди, занимающиеся приграничным бизнесом.  
В ближайшее время в областном центре ждут польскую делегацию. На совещании железнодорожники обсудят возможность пуска еще одного состава в Польшу.
– Вопрос о состоянии существующего поезда также поднимем, но вряд ли польские коллеги решатся его заменить. Все понимают, во что превратится комфортный транспорт спустя некоторое время, – говорит наш собеседник.              

Автобус для «специфических» пассажиров
Подобная картина не только «на железке». Автобусные фирмы приспосабливаются к нетребовательным «грузовым» пассажирам, а комфортность, которую они предлагают, не вполне соответствует цене билета. Такой вывод сделал корреспондент «Вечёрки», проехав до Варшавы.
Видимо, предполагая, что автобус заполнен челноками, водители не считали нужным хоть изредка его протапливать. Забыться от холода во сне не давали ночные разговоры и просьбы взять блок сигарет или бутылку водки. Впереди всей группы оказалась добровольная помощница водителей, которая еще час назад командирским голосом указывала всем свое место, а теперь тормошила полусонную горстку туристов для незатейливой контрабанды.
Прокомментировал ситуацию владелец-перевозчик: «Автобус должен протапливаться, и нареканий до сих пор не было. А маршрут убыточен, он работает, пока есть желающие посетить рынок».

С кофеваркой и санузлом   
Как пояснил директор гродненского автовокзала Виктор Чижик, международные автобусы должны отапливаться в том случае, если температура в салоне опускается ниже плюс пяти градусов. По правилам, пассажиры обязаны не мешать друг другу, следить за чистотой салона.
– По зарубежным канонам, международный транспорт не может быть старше десяти лет. Кстати, Министерство транспорта планирует ввести такой ограничитель и в Беларуси, – говорит Виктор Чижик. – В соответствии с международными стандартами каждый автобус дальнего следования должен быть оборудован кофеваркой и санузлом.
Как оказалось, новые машины для поездок в Польшу куплены только гродненским автобусным парком №1. На Запад можно съездить на «неопланах» и «мерседесах» литовской фирмы.
– Многие из остальных автобусов частных перевозчиков – «пенсионеры», – делится своими впечатлениями Виктор Чижик. – Однако бывает еще хуже. К примеру, нелегальные перевозчики переделывают грузовики в микроавтобусы и возят людей за автомобилями на рынок Щецина.