Критическая масса

Велосипедисты выехали на большую дорогуЕвгений ИвинСбор городских велосипедистов у кинотеатра Гродно в субботу стал неофициальным открытием сезона велосипедного движения. Акция носит название «Критическая масса», любители двух колес и педалей собираются вместе и едут по городу.

Те, кто участвует в этом движении, не против машин – они против отношения к велосипедистам на дороге как к досадной помехе. «Критическая масса» – это спокойное и уважительное отстаивание своих прав и освоение городского пространства. Теперь она будет проводиться в Гродно один раз в две недели. Присоединиться может каждый. Неважно, какой у вас велосипед – горный или трехколесный, здесь нет соревнования кошельков. При этом у участников могут быть совершенно разные мотивы – от простого желания покататься с друзьями до… пропаганды бережного отношения к природе.
«Критическая масса» – не экстрим или вид спорта. Но акция популярна во многих странах и в настоящее время проходит в сотнях городов практически на всех континентах. Она возникла в 1992 году в Сан-Франциско, а свое название взяла из фильма Теда Уайта «Возвращение Лихача», где термин использовался для описания дорожного движения в Пекине. В китайской столице нет светофоров, поэтому  большие массы велосипедистов, скапливающиеся на перекрестке, просто перегораживают дорогу автомобилям и таким образом проезжают.
Гродно, конечно, не Пекин, но велосипедистов на дорогах областного центра тоже хватает. «Я уже много лет передвигаюсь по городу исключительно на велосипеде, поэтому с уверенностью могу сказать, что нормальные условия для движения не созданы. Мы хотим, чтобы нас считали  равноправными участниками дорожного движения. Возле магазинов стоянок для велосипедов просто нет. Где же тогда их оставлять?» – отмечает участница акции Екатерина.
У них нет официальных спонсоров, организаторов и политической программы, зато есть желание добиться нормальной велосипедной инфраструктуры: дорожек, специальных стоянок. Хорошим примером для гродненцев может послужить настойчивость участников «Критической» массы  в Чикаго, где они сыграли ключевую роль в решении властей построить веловокзал и  соответствующую инфраструктуру.