Успех в кредит

Миллион евро для обувной фабрикиАлёна СИНЕВИЧДля того чтобы вытеснить китайских конкурентов, гродненская фабрика «Неман» в три раза увеличила выпуск текстильной обуви. Начали с изделий с тканевым верхом из Италии, продолжить решили модными ботинками и туфлями разных моделей.

Олигарх сдержанного фасона

Кроме легких текстильных теннисок в конкурентной борьбе с «поднебесной» гродненцы делают ставку на современную мужскую обувь. Как сообщила заместитель директора Алла Жарина, начали выпуск туфель респектабельного вида на колодке «Олигарх», которые смотрятся сдержанно, но дорого. В ближайшее время на предприятии появится машина за 20 тысяч евро для прибивки каблука. Как рассказала художник-конструктор Вера Сипатова,  в ассортименте появятся изящные дамские и молодежные сапожки на шпильке и нарядные туфли.
Есть комплексный план техперевооружения для кожевенно-обувной промышленности. По плану, рассчитанному на 2006–2010 годы, «Неман» должен приобрести около ста новых машин и прессов из Италии, Германии, Испании. «Беллегпром», как сообщают в Управлении инвестиций, энергетики и оборудования концерна, запланировал для гродненцев объемы кредитных средств до 1 миллиона евро. Правда, как благие намерения будут реализованы, сказать пока трудно. Ожидаемый эффект – снижение импорта сначала на 20 тысяч пар, а в этом году – уже на 50 тысяч. В руководстве фабрики считают, что для перевооружения предприятия с тем, чтобы выпускать конкурентоспособную обувь из современных материалов, необходимо около 1200–1300 тысяч евро.
Кроме того, на предприятии неоднозначно оценили контрольные марки, введенные как инструмент борьбы с восточным конкурентом. Директор ОАО «Гродненская обувная фабрика «Неман» Валерий Орловский:
– У нас появились новые партнеры – предприниматели. За этот год их стало больше на 20 человек. Однако маркировка пока никак не сказалась на снижении неконтролируемого ввоза китайского ширпотреба из России.

Как «Бригантина» утонула в «Озерном»
На предприятии говорят: «Мы можем выпускать что угодно, но не хватает денег даже на сырье». Все, что зарабатывают, уходит в основном на погашение процентов по кредитам и на текущие расходы. «Мы вынуждены прибегать к кредитным ресурсам из-за недостатка оборотных средств, – рассказывает Алла Жарина. – Чтобы успеть к сезону, ассортимент должен быть готов за несколько месяцев до начала продаж. А деньги от реализации пары мы получаем лишь через 80–90 дней после того, как он сошел с конвейера»

После кризиса середины 90-х, когда зарплату рабочим выдавали туфлями, стало легче. Тогда обувщики, требуя выплат, вышли на забастовку. Пришлось наполовину сократить персонал и взять кредит под 450 процентов годовых. В то время на балансе предприятия был санаторий-профилакторий «Бригантина». Его продали Нацбанку, на вырученные деньги и обеспечили осенне-весенний сезон 1997–1998 годов.

Дорога на Прибалтику
На фабрике сегодня не делают ставку лишь на российский рынок, а смотрят в сторону Литвы и Латвии. В Прибалтику поставляется до 10 тысяч пар в год. Причем латыши охотнее покупают туфли под известной с пятидесятых годов прошлого века маркой «Неман», опасливо относясь к новому «Элефасу».
Сеть продвижения товара развивают и за счет открытия собственных магазинов и региональных оптовых складов. Объемы продаж через базы «Белобувьторга» в Минске, Бресте, Гомеле, Гродно растут. Открылись новые магазины в Могилеве и Пинске, подыскиваются помещения в Речице и Гомеле, открыт региональный оптовый склад в Могилеве. В этом году московское представительство спустя два года после открытия планирует выйти на рентабельную работу.