Суббота, 13 августа
  • Погода в Гродно
  • 20
  • EUR7,0153
  • USD3,5796
  • RUB (100)8,4105
TOP

Пивовары потеснились

Сняты ограничения на продажу российского пиваС первого марта сняты ограничения на импорт российского пива. Крупные производители, чтобы сохранить место на рынке, приглашают иностранных инвесторов. Мелкие могут и вовсе исчезнуть.

В Гродненской области сегодня действуют два пивоваренных завода. На ОАО «Лидский пивзавод» ведутся серьезные переговоры о прямых инвестициях. На  УДП «Гродненский пивзавод» отрабатывают долги и готовятся к закрытию. Кстати, до сих пор остается в силе решение правительства о строительстве в городе нового пивоваренного предприятия с иностранным капиталом.

Вместо пива вода и квас
О том, что пивной рынок, после четырехлетнего перерыва откроется для россиян, было известно и раньше.  Соответствующее постановление Совета Министров № 131 принято 14 сентября прошлого года. Проанализировав ситуацию, на лидском пивзаводе в 2007-м году решили сделать ставку на слабоалкогольные и  безалкогольные напитки: квас, питьевую воду. «Сегодня важно четко определить, кто чем отличается. Мы рассчитываем на аудиторию без возрастных  ограничений, – рассказал директор по маркетингу ОАО «Лидское пиво» Юрий Панченко. – В отношении пива будем в категории «премиум» предлагать «Три короля», в низком ценовом сегменте – «Лидское».
Директор по маркетингу подтвердил, что на предприятии идут серьезные переговоры с голландской компанией «Hеineken» и холдингом BBH, готовыми на прямые инвестиции в лидское пиво. После собрания акционеров уже весной могут быть заключены договоры.
Возросшая конкуренция с российским продуктом здесь воспринимается как неравная. Прежде всего из-за финансов, вложенных в рекламу. Мы в состоянии показать наш ролик один раз в неделю, а та же «Балтика»  – каждые пять минут, говорят лидские пивовары.  Для них очевидно, что Россия решила всерьез заполонить белорусский рынок. «Некоторые компании в Беларуси продают пиво дешевле, чем у себя. Сейчас развернулась борьба за то, кто последним войдет в страну», – считает Юрий Панченко.
Возвращение соседей между тем отражает общую тенденцию к глобализации пивного рынка. Мелким заводам остается  переориентироваться и «выпекать булочки».

Танцпол у Кунца
  Нечто подобное пытаются сделать в Гродно. Не секрет, что судьба гродненского пивзавода предрешена. В государственной программе развития отрасли на 2006–2010 годы этому предприятию не доведены производственные показатели. Фактически оно уже исчезло с пивной карты Беларуси, хотя   продолжает работать и варить восемь сортов пива.
Кредиторская задолженность в 1,8 миллиона долларов и резко возросшие цены на энергоносители поставили завод за порог платежеспособности. Единственный шанс сохранить наследие Кунца  (130 лет назад гродненский промышленник основал завод) – это перепрофилировать его с помощью инвестиций и кредитов.
По генеральному плану развития города на этом месте может быть создан развлекательный центр. Как сообщил директор предприятия Андрей Лосев, подготовлен инвестиционный проект на 12 миллионов у.е. с рестораном, пивным броваром в подвалах, танцевальным залом. Однако желающих  оплатить долги УДП «Гродненский пивзавод», чтобы потом, разрушив и отреставрировав старое, построить новое, пока не находится. Хотя как объект туризма он достаточно интересен. Например, есть данные, что потомки Кунца сегодня живут в Италии…

Свято место…
Завод умер, да здравствует завод! По госпрограмме, новое пивоваренное предприятие мощностью 2 миллиона дал должно начать варить хмельной напиток уже в этом году.  Планировалось, что будет оно называться «Кунцевский пивовар», был назначен директор, определена квота, сроки, место  в границах свободной экономической зоны. Но проект так и не увидел свет. Прежде всего потому, что учредители не смогли выполнить все обязательства. Сегодня интерес к проекту остается. Есть намерение возродить идею только с другими собственниками и с похожим названием. Однако официальных сообщений по этому поводу не поступало.
… А пока в магазинах области по-прежнему продают  пиво гродненского разлива. Шанс, что  хотя бы «живое» пиво сможет остаться в броваре и  осесть в кружках любителей натурпродукта, как никогда эфемерен.

Инна МАКСИМЧИК

Эксперт «Вечёрки»

Вадим Сехович, обозреватель, создатель портала для пивоваренной компании «Сябра»:

– Не думаю, что снятие ограничений сильно повлияет на объемы продаж белорусских заводов. У нас и так российское пиво представлено довольно широко, возможно, добавится 200 – 300 тысяч дал, но это капля в море. Чтобы успешно конкурировать, главное – улучшить качественные характеристики  и продолжить уверенную тенденцию наращивать объемы, необходимо продвигаться в маркетинге и рекламе. Безусловно, с вхождением российского пива на мелких заводах можно поставить крест. Скорее всего, останется шестерка крупных, включая лидский пивзавод (по итогам прошлого года он переместился  со второй на третью позицию в отрасли, гродненское из 12 занимает 10 место). Важный фактор для модернизации – к лету появятся иностранные компании. Хотя в каждой из них есть российские корни.  Например в BBH  из 18 заводов 10 находятся в России.