Челноки меняют профессию

Большой бензобак – уже не гарантия высоких доходов«Фольксваген» универсал весной перестанет быть доходным автомобилем у пограничных челноков. Раньше они выбирали эту машину из-за самого вместительного бензобака. С первого марта для физических лиц вводится таможенное оформление бензина и дизельного топлива.

По данным Государственного таможенного комитета (ГТК), эта мера в первую очередь коснется вывоза топлива под видом личного имущества в баках транспортных средств. Гражданам, выезжающим за пределы страны чаще, чем один раз в течение трех суток, таможня выставит требование о декларировании топлива. Кроме того, они будут информированы под роспись о том, что в дальнейшем данный товар «подлежит таможенному оформлению с применением тарифного и нетарифного регулирования».
Кроме того, в комитете погранвойск заявили о намерении передавать информацию о нелегальных перевозчиках топлива  в налоговые органы.  В январе, например, в порядке эксперимента на ПТО «Брузги» пограничники ввели электронный контроль за желающими выехать. Эта мера уже сегодня позволяет проследить, кто и сколько раз пересекает границу.
Более всего новшество  с декларированием заденет «солярочников», которые и создают сегодня основные очереди на границе. В Гродненском погранотряде подсчитали, что только на погранпереходе «Брузги» в начале года в среднем перевозилось на продажу в Польшу до 120 тонн дизельного топлива и 25 тонн бензина. Таким образом, нелегальный коммерсант зарабатывал на разнице цен от 30 до 40 евро за поездку. Сегодня эта цифра уменьшилась за счет мер, принятых в соседних странах. Во-первых, там немного снизилась стоимость топлива, а у нас, наоборот, повысилась. Во-вторых, в Польше приняты преференции по отношению к фермерам. Если они будут покупать дизельное топливо в одном месте несколько раз, то получают скидки до 20 процентов.
Торговцы горючим быстро среагировали на ситуацию. Как сообщил заместитель начальника Гродненской региональной таможни Юрий Саяпин, сегодня поток машин, следующий через Брузги, немного уменьшился, зато повысилось количество пассажиров.
Сами перевозчики не собираются расставаться с подобным «бизнесом».  «Пока существует граница, всегда найдется выход, может быть, будем ездить на разных авто. Тем более что солярки хватает», – неофициально рассказал водитель одной из таких машин  Павел. Не исключает Павел и возможность покупать горючий товар у сельчан. Кстати, для сельхозпотребителей цена на дизтопливо сегодня  1060 рублей за литр, тогда как на АЗС – 1470 рублей.
В стране между тем нефтепродуктов производится больше потребности.  В начале февраля на заседании президиума Совмина премьер-министр Сергей Сидорский отметил, что излишек дизельного топлива можно покупать и накапливать к посевной. Понятно, что на границе уже не узнать, где залили бак: из канистры тракториста или на автозаправке, но  таможенное оформление топлива, возможно, станет дополнительным фактором к уменьшению прибыльности незаконной торговли.
Очередь же исчезнет только после того, как в ней окажутся нормальные машины, а не битые-перебитые  в схватках за место поближе к шлагбауму авто. Пока в Брузгах, несмотря на то что после открытия нового выездного комплекса пропускная способность перехода увеличилась в два раза,  на выезд приходится стоять несколько часов, на въезд время ожидания может растянуться почти на сутки.

Инна МАКСИМЧИК 

Справка «ВГ»

Процедура таможенного оформления  не будет применяться в отношении членов официальных иностранных делегаций, прибывших в Беларусь с визитом, сотрудников дипмиссий и международных организаций, служащих госорганов, направляемых в служебные загранкомандировки, водителей автотранспортных средств, осуществляющих международные перевозки, а также физических лиц, выезжающих на оздоровление или пересекающих границу на основании трудовых виз.