Вот такое, брат, кино!

Директор кинотеатра «Октябрь» Владимир Хлябич о пиратских переводах,  карибских разбойниках, настоящей ухе и старинном тульском самоваре Владимир Андреевич Хлябич. Родился в Гродно в 1959 году. Окончил физфак БГУ имени Ленина. В звании «старший лейтенант» отслужил в армии. Работал на «магнитоле», в Ленинском райкоме партии, в других организациях города. С 1997 года – директор кинотеатра «Октябрь». Женат, у него семнадцатилетний сын.

Всегда ли сильна магия большого экрана?
– «Октябрю» уже двадцать. Кинотеатр застал и период расцвета интереса к фильмам, когда «Унесенные ветром» показывали одновременно в трех залах и билетов было не купить, и период полного зрительского безразличия, когда в дома горожан проникло видео. Появились пиратские кассеты (сегодня – пиратские диски) невысокого качества с противными гнусавыми переводами, когда теряется множество нюансов, искажается смысл фильма.

Какие изменения ожидаются в кинотеатре в ближайшее время?
– Появится второй зал «Долби» с системой шумоподавления. Фильм звучит очень чисто, без потрескиваний, будет абсолютно другое восприятие. Задача системы «Долби» – максимально донести до зрителя режиссерскую задумку, потому что сейчас звуку при создании ленты уделяется огромное внимание.  
И еще, «Октябрь» жил двадцать лет без ремонта. В этом году будет проводиться капитальный ремонт: кровля, фасад, окна, входные блоки, туалеты. Но зрителей не обделим, работать будем в обычном режиме.

Откуда привозите фильмы? С кем сотрудничаете?
– Фильмы привозим из Москвы. Там есть кинокомпании, которые занимаются дистрибьюторством и представляют на суд зрителя СНГ ленты самого широкого спектра: испанские, французские, английские, американские, канадские, новозеландские, бразильские, из других стран. Получаем кассовые фильмы, иногда – для ограниченного показа. К примеру, если кассовый фильм выходит тиражом 250–400 копий, то фильмы ограниченного просмотра – 1–2 копии.  На последних денег не заработаешь, но компании привозят их ради своего имиджа и чтобы зритель ориентировался в новинках кинорынка.
Другой способ: ленты представляют режиссеры. В 1999 году у нас в кинотеатре гостил Кшиштоф Занусси со своей работой «Жизнь как болезнь, передающаяся половым путем». Фильм был на польском языке, но гродненцев это не остановило. Для нас это не проблема. Тесно сотрудничаем с Минским городским РУП «Киновидеопрокат», который очень часто берет картины с правом показа в Гродно и Гродненской области.

Какие фильмы в Гродно оказались на пике популярности?
– Самый большой ажиотаж вызвали «Пираты Карибского моря-2», опередив «Трою». Потом – «Апокалипсис», «Волкодав», «Дневной дозор», «9-я рота». Бюджет недельного показа таких фильмов составляет около 30 миллионов рублей.

Какие жанры больше всего затребованы у гродненцев?
– Лидируют фэнтези, фантастика, приключения, комедии, патриотический боевик. Есть спрос на мелодрамы. Но их появляется мало. У нас удачно прошел мультфильм «Сезон охоты». Постепенно возрастает интерес к анимации.

Каких новинок ожидать в ближайшее время?
– В 2007 году в марте покажем «Такси-4», в мае – «Пираты Карибского моря-3», затем новый фильм про Гарри Поттера, в ноябре – «Бой с тенью-2. Реванш», много комедий.  

Какие технологии будут применяться в кинотеатре нового столетия?
– Думаю, произойдет коренное повышение уровня комфортности зала. Наряду с этим будет уменьшаться количество мест. Уровень воспроизведения фильмокопий сделает шаг вперед. Например, в Германии уже существуют кинотеатры, в которых зрительные места закреплены на подвесах. Во время сеанса посетителей трясет, встряхивает, на них разбрызгивают воду, компьютер синтезирует запахи. Кстати, у нас есть опыт просмотра фильмов в формате 3D. Зрители надевали очки и возникала иллюзия объемного изображения.
В литературе говорят о технологии 5D: это шарниры, запахи, объемное изображение. Возможно, вместо проектора будет работать лазер, который сможет создать объем без специальных очков – голограмму. К концу столетия увидем объемное изображение. Например: призраки будут ходить по залу, а зрители ощущать холод.

Есть ли практика клубной системы просмотра кино?
– Попытки были. Не скажу, что неудачные. Пройдет время, будем работать с клубным зрителем. Сюда я бы отнес кинофестивали иностранного кино. Живой интерес у наших горожан вызвало японское и шведское кино, были показы эстонского, чешского, французского, немецкого кино. Зритель имеет возможность смотреть фильмы, которые не появятся на большом экране.

Общаетесь с белорусскими режиссерами?
– Да, в декабре приезжала Маргарита Касымова. В зале организовали премьерный показ ее фильма «Соблазн». Было приятно пообщаться и послушать, что Маргарита говорила со сцены. Практика приезда творческой группы довольно редкая. В Москве себе это могут позволить, нам пригласить известную творческую группу пока не по карману.

На ваш взгляд, чего не хватает белорусскому кино?
– Талантов хватает. Денег можно найти. Сегодня кино становится зрелищным, рассчитанным на доход. Белорусское кино интеллектуальное, умное, авторское. Ему не хватает коммерции. Пташук снял «В августе 44-го» – получился замечательный фильм. Опыт создания доходного фильма появился, но Пташук ушел из жизни. В «Анастасии Слуцкой», на мой взгляд, не хватает массовки, динамики. Хотя очень хороша идея. Сейчас появился новый директор киностудии «Беларусьфильм». Давайте подождем.

Человек с трубкой – это ваш имидж?
– Трубка – это так. Для меня больше важен процесс курения трубки, чем наполнение организма никотином. Трубку надо медленно прочистить, набить, раскурить. Она не терпит спешки.

Вам близок спорт?
– В молодости занимался футболом, фехтованием, волейболом, шахматами. Сейчас интереснее смотреть телепередачи.

Как отдыхаете?
– Люблю ездить на дачу. Огородничество меня мало привлекает. Просто отдыхаю на природе. Хорошо посидеть у костра, когда после городской суеты тишина звенит в ушах. Люблю посидеть с удочкой на берегу реки или озера. Самая большая рыба была больше килограмма. Сегодня довольствуюсь неманской уклейкой.  

Как жена относится к вашему увлечению?
– Она ловит со мной. Привыкла понемногу. Знаете, ведь часто женщины – заядлые рыбачки.

Есть свой секрет приготовления ухи?
– А разве по-другому готовят? Котелок воды. В марлю заворачиваю немытую непотрошеную рыбу. Она кипит 20 минут. Туда бросается целая нечищеная луковица. Она придает ухе янтарный цвет. Специи по вкусу. В котелок заливаю 50 граммов водки для крепости – получается особый вкус. В ухе тушится головня. Чтобы была наваристая, можно рыбу опустить еще раз. Самая хорошая рыба для ухи – это ерш, на второй раз закладывают плотву. Вот такая уха у меня, а не рыбный суп.

Семейных традиций придерживаетесь?
– Есть хорошая традиция встречать праздники, дни рождения и пить чай из настоящего тульского самовара. Самовар 1897 года мне достался по случаю. На нем написано, что в Туле его изготовил поставщик императорского двора. Чай получается совершенно особый, на углях, с легким запахом дымка. Надо набрать воды, смотреть, чтобы уголь разгорелся, и сапожок подготовить. Понимали наши предки толк в хорошем чае.

У вас есть девиз?
– Мне нравится позиция японцев. Они воспринимают жизнь как постоянно сменяющуюся череду сиюминутно прожитых ощущений. Японцы не занимаются самобичеванием. Главное, не повторять ошибки.
Алёна Пронская

Фото Инны Максимчик

Анкета «Вечёрки»:

Ваш знак зодиака?
– Весы.
Что бы взяли в кругосветное путешествие?
– Карту, компас (вдруг что выйдет из строя), хорошую книгу.
Правило жизни?
– Стараться жить так, чтобы не вредить другим.
Любимый алкогольный напиток?
– Коньяк.
Любимый киногерой, актер?
– Все.