Кабаре из склепа

Польский театр через 18 лет привез комедию абсурдаНочная сцена, столики с напитками и едой,  зрители пришли в театр… выпить, закусить, пообщаться. Однако  бокал шампанского застывает в руке под пристальным взглядом дамы в черном. Она стоит, долго смотрит, а потом все смеются до тех пор, пока актеры не проиграют десять «бородатых» анекдотов.

После 18 лет перерыва в Гродно на два дня приехал театр имени Александра Венгерки (город Белосток). Вместо ожидаемого, но громоздкого по декорациям «Тартюфа» привезли последнюю, десятую, премьеру года, спектакль «Се ля ви», созданный на основе моноспектаклей французского юмориста и сюрреалиста 30-х годов Генри Перреа режиссером Петром Домбровским. В Белостоке действо организовано в стиле кабаре. У нас столики с едой заменил обычный зрительный зал, а черной леди пришлось ходить между рядами. Но гробовая тема отыгралась на сцене. Основой декораций стали склеп, саркофаг и занавес-саван. Как отмечают польские критики, «пьеса не только дурачество в хорошем стиле, но и пародия на местечковый театр XIX и XX веков».
Шестеро актеров хорошенько развлеклись, упражняясь в черном юморе и выступая единым ансамблем, без ведущих партий  и второстепенных ролей. Смешались в абсурде шестидесятилетний сынок Ромео и Джульетты, шотландский дедушка, ставший бабушкой, веселый шпагоглотатель, посаженный на кол, невеста, взявшая в постель на первую брачную ночь телефон… Карикатура, декламация, мимика помогали тем, кто не понимал тонкости польского языка, домыслить происходящее. Хотя во многом построенная на игре слов комедия требовала зрителя понимающего.
В театре имени Венгерки часто ставят веселые пьесы. Премьеры идут почти каждый месяц. Играют даже в новогоднюю ночь, есть традиция 31 декабря давать премьерный спектакль и встречать Новый год под покровительством Мельпомены. В этом году это был пышно оформленный  «Тартюф». В репертуаре – пьесы дорогих режиссеров, в том числе и российских. Теперь Петр Домбровский надеется, что найдет средства в министерстве культуры Польши на совместный польско-российско-белорусский проект.  Планирует поставить «Дзяды» Адама Мицкевича с участием актеров гродненского драматического театра, театра имени Венгерки и россиян из Калиниграда.
– «Дзяды» – пьеса экзотическая, наполненная мистикой, думаю, получится интересно. Кроме того, там есть то, что нас объединяет – общая история», – сказал на пресс-конференции Петр Домбровский.
Он с успехом совмещает три должности: режиссера, художественного руководителя и актера, так что посетителей в кабинете может встретить узник или римский воин… «Мне удается сочетать три в одном, потому что не нужно никого контролировать. Сложился хороший ансамбль».  Это во многом делает белостокский театр выездным. Играют в Лондоне, Каире – в основном на больших и малых фестивалях.  Теперь надеются, что и в Гродно смогут приезжать чаще.

Инна МАКСИМЧИК
Фото Ярослава Ванюкевича