Код Гродно

Ретроэкскурсию по Гродно, начиная от железнодорожного вокзала, мы начали еще в прошлом году, в номере «ВГ» от 20 декабря. Затем («ВГ» от 3 января) познакомились с королевской резиденцией Станиславово. А теперь идем дальше…

Крест у истоков Городничанки
У подножия бывшего королевского дворца Станиславово, на верхней террасе долины реки Городничанки (Городни, Городницы), давшей название нашему городу, расположилась деревня Подкрыжаки. Высокий придорожный крест-оберег давно уже стал частью городского пейзажа. Он и подталкивает к размышлениям о происхождении названия деревни.
Среди материалов известного гродненского краеведа Апанаса Цыхуна сохранилась легенда и о Подкрыжаках. Согласно ей, на этом месте нашел свое последнее пристанище один из гродненских гимназистов – повстанцев 1863 года, смертельно раненый при попытке захватить поезд и вырваться из города вместе с товарищами. Сломленная горем мать, похоронив сына, поставила в его память крест, а рядом построила небольшой домик. Отсюда, по легенде, и началась деревня и произошло ее название.  
По другой версии, на пригорке над будущей деревней, на «намоленном» предками-язычниками месте, во время крещения были установлены кресты («крыжы»). Отсюда и пошло название «Подкрыжаки». Кстати, первое название близлежащей деревни Каплица – «Перехрыстенцы», известное с XVI века, также свидетельствует о состоявшемся когда-то крещении наших предков. До проведения реформы королевских экономий земли эти входили в состав земель Сухого Села, но с 1775 года были выделены в Станиславовский ключ – самостоятельную хозяйственно-административную единицу.
На равнине между деревнями Подкрыжаки, Кульбаки и Каплица из слияния нескольких, уже упрятанных ныне в трубы ручьев и берет свое начало река Городничанка. Лучшим подтверждением природы этих мест является название одной из близлежащих деревень – Заболоть. Еще несколько вытекающих отсюда ручьев питают уже другую речку – Вежбаловку, которая ниже по течению называется Гожанкой.
От истоков Городничанки началось освобождение Гродно советскими войсками во время Великой Отечественной войны. Вечером 15 июля 1944 года в город с севера прорвалась 6-я гвардейская кавалерийская дивизия корпуса Осликовского. Четыре эскадрона 25-го кавалерийского полка поздно вечером, преодолевая сопротивление немцев, вышли к Городничанке. Следом двинулась пехота. После артиллерийской подготовки Станиславово атаковал полк под командованием подполковника А.Булавко. Бой продолжался четыре часа. Бывшим имением удалось овладеть лишь после того, как рота автоматчиков обошла его с флангов и внезапно ворвалась с двух сторон.

«Хорошая улица»
Если спуститься от Станиславово вниз, то мы окажемся на улице, носящей имя человека, заслуги которого перед Гродно просто неоценимы – Яна Кохановского. Улица Кохановского, однако, имела и другие названия – Станиславовская, Krzyїaki, Gutsstrasse (с немецкого, буквально – «хорошая улица»), Учхозовская…
Нынешняя улица Кохановского была бы ничем не примечательной, перегруженной транспортом дорогой, если бы не ряд кирпичных домов по ее нечетной стороне. Этим одноэтажным домам с характерными чертами эклектики уже перевалило лет за сто. Правда, были ли они построены для фольварка князей Друцких-Любецких, либо предназначалась для служащих железной дороги Санкт-Петербург – Варшава, сказать трудно.
На бывшей улице Учхозовской (в то время Станиславовской) когда-то находилась мастерская Качанов. Они были прежде всего кузнецы, которые «оформили», например, около 80 процентов гродненских балконных оград. На многих до сих пор остался их фирменный знак на прямоугольнике из оцинкованного железа. Василь Качан был резчиком по камню, а его сыновья, Андрей и Осип, кузнецами. Из-под их рук вышли также оригинальные ограды, металлические кресты. Вершиной творчества этой семьи является «железная» каплица на православном кладбище, которая сохранилась до сих пор.
С конца 60-х годов мастерская по изготовлению надгробных памятников работала в здании бывшей мельницы под необычной ломаной крышей, как раз напротив старого входа в зоопарк. Была она построена в период 1931–1934 годов. Благодаря этой мельнице во время немецкой оккупации во Вторую мировую войну не один гродненец остался в живых, получив здесь на карточку хлебный паек. Правда, в конце октября прошлого 2006 года старую мельницу разобрали, но, как уверяли, ее должны отстроить в прежнем виде.
Здесь же, недалеко по Станиславовской, находился и дом Николая Червяковского – активного члена Российского благотворительного общества в межвоенное время, корреспондента львовского «Русского голоса» и виленской «Искры», уже после войны репрессированного за свою деятельность органами НКВД.

Где нашли зуб мамонта?
Собственно, до 1919 года имение Станиславово к Гродно не относилось. Включили его в городские границы только накануне выборов в городской совет, и то с единственной целью: уменьшить за счет местного христианского населения количество выбранных депутатов-евреев. Но еще долго городская граница пролегала по теперешней улице 17 Сентября, фактически еще с конца XVIII века совпадающей с границей Станиславовского ключа. Прежние ее названия – 11 listopada, в честь дня независимости ІІ Речи Посполитой, Molders strasse – звучат куда менее красноречиво по сравнению с первоначальной – улица Крайняя. Правда, еще в начале ХХ века она была почти наполовину короче – до военного госпиталя. Дальше, за ручей, шла улица… Пушкинская.
Простота ее кажущаяся, хотя отпечаток прошлого и менее заметен. Хотя именно здесь, в районе улицы Станиславовской и Крайней, в 1886 году при земляных работах был найден зуб мамонта (знают ли об этом те, кто сейчас чистит рядом русло Городничанки, – вопрос). На месте автостоянки, что на перекрестке 17 Сентября и Тимирязева,  в начале ХХ века находились казенные винные склады. Отсюда алкоголь из «рук» государственной монополии поступал в винные лавки и на частные склады.
Только несколько кирпичных домов все той же “эклектики” с коваными карнизами – вот и все что осталось от улицы Заводской – Monopolоwej, теперь 17 Сентября. Напротив, по четной стороне, – несколько типичных зданий в стиле конструктивизма. У них своя история: в начале 1920-х годов польское правительство взялось профинансировать строительство жилья для ветеранов войны с Советской Россией 1919–1920 годов, для чего собиралось выкупить участок земли у Друцких-Любецких. Проект был составлен, успели даже заложить фундамент под будущий квартал, но потом из-за нехватки средств дело остановилось. Через несколько лет участки были проданы в частные руки с уже готовыми фундаментами под стройку.  
В одном из таких домов в 1930-х годах жил Ян Юзефович Кохановский – учитель биологии местной гимназии, основатель Гродненского зоопарка, член многочисленных научных товариществ, расстрелянный нацистами в октябре 1942 года вместе с еще 24 заложниками из числа местной польской интелигенции на форте № 2 под Наумовичами…
Возле школы № 2 мы сворачиваем с улицы 17 Сентября на улицу Волковича и попадаем на «Новый свет» – в один из кварталов Гродно начала ХХ века. Путешествие по городу продолжается…
Игорь ТРУСОВ
Андрей ЧЕРНЯКЕВИЧ