В очереди за мечтой

Семья ждала квартиру 15 лет, а доказать это не может Сотрудник ОАО «Гродненский КСМ» Александр Шершень ждет квартиры с 1991 года. Сегодня он вместе с женой, 14-летним сыном и шестилетней дочкой живет в общежитии. Решив поинтересоваться, как продвинулась очередь, он обнаружил, что в ней не числится, а документов нет...

Эту историю рассказала Ольга, жена Александра и постоянная читательница «Вечёрки». Александр работает на ОАО «Гродненский КСМ» с 1989 года. Как только устроился, ему предоставили койкоместо в общежитии предприятия, где семья живет и сейчас. По словам Ольги, в 1991 году он встал на очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий. Но когда в августе 2006 года обратился к администрации предприятия, чтобы уточнить свое место в очереди, ему сообщили, что семья в ней не числится.
Никаких документов о том, что он стоял в очереди, не обнаружилось. Ольге, однако, удалось отыскать в жилищном отделе администрации Ленинского района Гродно составленные в середине 1990-х годов списки граждан, работающих на предприятиях города и нуждающихся в улучшении жилищных условий. Значится в них и семья Шершень, состоявшая тогда из трех человек. Тем не менее восстанавливать очередь отказались.
«Возможно, в 1991 году Александр и написал заявление о постановке на учет, но в администрацию оно не поступало, – говорит ведущий юрисконсульт ОАО «Гродненский КСМ» Алла Ермоленко. – Ни в списках, ни книгах, а они у нас прошиты, такой фамилии нет. Если бы сохранилось соответствующее решение профкома, мы с удовольствием восстановили бы очередь. Без документов сделать мы этого не можем: незаконное использование льготных кредитов влечет за собой уголовную ответственность. Что касается списков, оказавшихся в администрации района, то в них лишь содержатся сведения о молодых семьях за 1996 год. С одной стороны, жалко человека. С другой – возникает вопрос: почему же он так поздно опомнился? Ведь списки вывешивались возле профкома, и в любой момент можно было поинтересоваться, как продвигается очередь. В общем, мы посоветовали Александру обратиться в суд, чтобы установить факт его постановки на учет».
«Так и сделали, – рассказывает Ольга. – По совету юриста подали жалобу на действия администрации, но выяснилось, что нужно было обращаться с заявлением в порядке особого производства». Оно и понятно: как можно жаловаться на то, что семью сняли с очереди, если не доказано, что она в ней состояла. Делом занялся второй судья, потом третий. Он решил, что нужно все-таки обращаться с жалобой и оставил заявление без рассмотрения. На повторную жалобу уже четвертый судья сообщил, что делопроизводство прекращается, так как раньше истец подписал отказ. На вопрос, с каким же тогда документом обращаться в суд, ответили: «С заявлением». «Вот и получается самый настоящий бумажный спор, – сетует Ольга. – Так к кому и куда обращаться? Как найти выход из этой ситуации?»
Инга ОСТРОВЦОВА

Эксперт «Вечёрки»

Нужны дополнительные доказательства
Заместитель председателя суда Ленинского района Гродно Анна Чилеко:
– В данном случае обращаться с жалобой на действия администрации предприятия действительно неправомерно. Сейчас муж вновь может подать заявление в порядке особого производства, поскольку оно было оставлено без рассмотрения. При этом он должен предоставить дополнительные доказательства. Тех, которые имеются на сегодняшний день, недостаточно, чтобы установить факт постановки на учет. Например, документ, обнаруженный в администрации Ленинского района, – это ксерокопия, а не подлинник. Кроме того, в списках, имеющихся на предприятии, под этим номером значится совсем другая семья. Как объяснить несовпадение? Нужно разыскать свидетелей. Например, людей, которые формировали очередь в те годы.