Большая мама

молоко закупает литрами, хлеб – буханками, а крупы – килограммамиНа месяц Шаморгиным едва хватает двадцати пяти килограммов круп, четверти кабана, почти 80 батонов и буханок хлеба. Лилия и Игорь растят одиннадцать детей и не считают свою семью необычной. Более того, самая «большая» мама города на вопрос, почему она решилась родить 6 мальчиков и 5 девочек, не знает ответа.

«Всякий раз я думаю, как жила бы без Кати, или Данилки, или Ренаты…» – говорит Лилия. А появление каждого ребенка воспринимает как чудо.
В двух блоках общежития на Белуша, 12, где мы встретились, семья проводит последние месяцы. Заканчивается ремонт в шестикомнатной двухэтажной квартире, которую Шаморгины получили за счет городского бюджета бесплатно. К лету, после окончания занятий в школе и когда потеплеет, планируют новоселье. Уже решили, как обустроятся в новом доме. Сначала думали детей поселить по двое, но оказалось, что не хватает места… для родителей. Так что братьям и сестрам придется немного потесниться, а Лилия и Игорь получат свою комнату.
Самая главная мебель – это кровати. «Теперь даже не представляю, как мы раньше помещались в одном блоке. Сплошные дети, в общем, и сплошные постели», – улыбается Лилия. Сегодня мебельные заботы в целом закрыты купленными по случаю у соседей добротными шкафами с антресолями. Ремонт квартиры Шаморгиным тоже делают за счет бюджетных средств. «Уже лестницу на второй этаж установили красивую и обои поклеили», – рассказывает хозяйка. Но режим строгой экономии в семье остается: нужно купить шторы, карнизы, полочки… Голубая мечта Лилии Болеславовны – встроенная кухня или даже обычная, только не отдельные шкафчики.
Бюджет, однако, строго расписан. За два блока и коммунальные услуги семья не платит. Первым зарплату получает Игорь, на нее закупаются продукты. Картошка в доме есть всегда, всем миром ее выращивают в деревне у мамы Лилии. Дети любят картофельную бабку, блины. Старшие дочки сами готовят борщи и супы, сын Дима отлично справляется с пиццей из лаваша. Зарплата матери расходится на мелочи и продукты ежедневного спроса. Большое место в расходах занимают ручки, тетрадки и другие школьные принадлежности. Летом с финансами полегче – братья и сестры разъезжаются в лагеря, в деревню к бабушке. Периодически многодетным родителям помогают общественные и религиозные организации.
Всех своих детей Шаморгины вырастили в двух комнатах общежития с общей кухней и полным отсутствием замков на дверях. Второй блок получили после рождения Данилки. Первенцу Александру сегодня 17 лет, думает стать токарем или электриком. Младшему Даниле 3 года и 8 месяцев.
Седьмые роды случились дома. События развивались стремительно, принимать девочку пришлось мужу. Он все сделал правильно, только после того, как жену с дочкой увезли в роддом, не мог уснуть всю ночь. Когда пришлось до приезда «скорой» принимать девятого ребенка, Игорь уже знал, что делать, снова все прошло хорошо. Теперь, когда погодки подрастают, в большой семье нет строгой дисциплины. Милый папиному сердцу порядок моментально стирается под напором детской энергии. Впрочем, семья бережно хранит отцовское свободное время и оставляет ему ночи для сна, а дни – для службы. Игорь Анатольевич – электромеханик по лифтам на «Азоте».
После 16 лет декрета вернулась на работу и Лилия. Многодетная мама, прядильщица, обслуживает пять ткацких машин на РУП «Гронитекс» в среднем за 260 тысяч рублей в месяц. Она всегда использует положенный один родительский день в неделю, получает пособие на детей – 515 тысяч рублей ежемесячно. Да, еще ее нельзя сократить. Вот, собственно, и все. От ночных смен Шаморгину не освобождают, хотя «ночная неделя» плавно превращает рабочий день в круглосуточный. Сон урывками и физический труд к вечеру накатывают усталой волной, но возможность переключиться с семейных забот на производственные дает непривычное чувство свободы и … отдыха. Еще ей нравится водить старый «Москвич», хотя сегодня машина не на ходу.
«Большая» мама постоянно думает о доме. А там давно и прочно главные хозяева – дети. В шесть утра Лилия уходит на работу в дневную смену. Младших в школу провожают и встречают, кормят девочки постарше – Анжела и Алеся, благо они учатся в разные смены. Однако самые маленькие, трехлетний Данилка и пятилетний Игорь Игоревич (малыш любит, когда его так называют), вполне устроены. Данилка просто не обращает внимания на мелочи быта и спокойно плывет по течению под присмотром братьев и сестер, а Игорю Игоревичу уже под силу одному пойти в магазин за жевательной резинкой по сто рублей. Он мечтает «стать компьютером», самостоятельно научился читать и писать, правда, пока справа налево.
– Наверное, сложно было имена придумать для такого количества детей?– спрашиваю я у Лилии Болеславовны.
– О Саше мы знали заранее, как его назвать. С Димой получилось так: муж хотел Олега, а я – Женю, вот и выбрали компромисс. Имена Анжела, Алеся и Артем предложил наш папа. Сережу крестная назвала, Алина – у меня в деревне подруга, очень добрая, отзывчивая. Катю вместе выбрали, Ренату – Анжела. Игорем назвать моя мама захотела. Данилка неделю без имени был, потому что папа Эдика не захотел…
– А дальше?
– Дальше – как получится…
Инна МАКСИМЧИК
Фото автора