26 Мая 2018

 

«Призрак в доспехах»: тварь ли я железная или душу имею

 

Призрак в доспехах / Ghost in the Shell

 

Режиссёр — Руперт Сандерс

В ролях: Скарлетт Йоханссон, Йохан Филип Асбек, Такеши Китано, Жюльет Бинош, Майкл Питт

 

Кибернетика будущего — впереди планеты всей, а прошедшие за кадром плюс две мировых войны лишь придали ей милитаристский окрас. Импланты в живых людях — обычное дело, как и роботы, и «телепатическая» связь по сети. Секретный отдел японского МВД совместно с жадной, но продвинутой корпорацией умудряются даже создать из умирающего человеческого мозга и механического женского тела уникальный симбиоз. Но симбиоз скуп на реакции, страдает от видений и задаётся непростыми вопросами о своей сути.

«Призрак в доспехах», он же «дух в оболочке» — это первая большая попытка напрямую перенести на голливудскую почву едва ли не важнейшее достижение аниме-культуры. Корни сюжета про Майора, женщину-киборга Мотоко Кусанаги, — в манге (японском комиксе) начала девяностых, по которой был снят культовый анимационный фильм 1995 года. Фактически бледнолицые попытались адаптировать тот самый Ghost in the Shell для современного широкого зрителя, разбавив киберпанк-сюжет как самодеятельностью, так и вкраплениями из расширенной каноничной вселенной.

Можно попробовать первым делом оставить за скобками поклонников оригинала — вещи настолько выдающейся и цельной, что её можно сразу порекомендовать увидеть всем и на этом закрыть вопрос. «Призрак-2017» пытается сойти за самостоятельное произведение, хоть и скопировавшее максимум сцен из анимации. Это неглупый и почти не провисающий футуристический детектив; западный взгляд на классический японский набор тем: трансгуманизм, технологии, печальная созерцательность; наконец, вводный курс, эдакая демоверсия великолепного произведения, той самой рисованной полнометражки.

Настолько «цифрового» фильма — в плане не спецэффектов, но тематики и визуального стиля, — не было со времён «Матрицы» (в свою очередь вдохновлённой изначальным аниме). И получить новый такой, конечно, полезно — технологии вокруг несутся вперёд, обгоняя друг друга, а вот люди скорее нет, и нелишне напомнить им, сколько они создают могущественного и опасного. Военные заигрывания с искусственным интеллектом, противоречия евгеники и научно-технического прогресса порождают проблемы, в том числе персонализированные, от осознавших себя вирусов до отбракованных киборгов, но в конце ниточки — всё равно человек. Забавно, что почти противоположный по интонации и антуражу фильм «Она» (про любовь к операционной системе с голосом... Скарлетт Йоханссон) фактически рассуждал о том же: грань между людьми и машинами в какой-то момент станет очень тонка, и мы этот момент не заметим, и кому-то потом будет больно, если не всем вообще.

Правда, фильм не углубляется в социальную проблематику, оставаясь в рамках детектива с толикой пищи для ума. Осталась за бортом великолепная амбивалентность оригинала, размытая грань между человеком и машиной, выраженная в первую очередь не в диалогах, а визуальными средствами и постановкой. Здесь же героиня переживает кризис личности, балансируя между оцепеневшим живым оружием и эмоциональной женщиной, но «сторону машин» фактически никто не представляет, и это сильно заземляет сюжет — а ведь даже в классическом «Бегущем по лезвию» у андроида-репликанта был свой монолог.

Зато свежая картинка смотрится уверенно, заимствуя из упомянутых классических образцов много хорошего и добавляя свои приятные находки: пикселизирующиеся галлюцинации, подчёркнуто нечеловеческие робогейши, драка в темноте, освещаемой лишь вспышками шокеров. Впрочем, лучшие сцены практически покадрово пересняты из всё того же оригинала — от этого визуальный ряд только выигрывает, а вот сыплющийся сквозь пальцы смысловой, увы, нет. Воссоздавая внешне отдельные эпизоды, создатели неспособны наделить их настолько же густой атмосферой: тому виной и ориентация на совсем другого зрителя, и переписанный сюжет, склеенный из нескольких, и иной менталитет.

То же касается и музыки: она интересная, Клинт Мэнселл свой хлеб даром не ест, сочетая тут эмбиент, вкрапления вокала, отсылающие к оригиналу, и модный синтвейв, возродившийся недавно из пепла главной темы «Бегущего по лезвию»; и всё равно невозможно сравнивать это с саундтреком 1995 года, где звучали японские фолк-мотивы и легендарные болгарские хоры, воспринимаемые на каком-то клеточном уровне. Ту самую классическую тему всё же включат — но только лишь на титрах, когда средний зритель уже выйдет в двери. А ведь в оригинале под неё сняли гениальную трёхминутную сцену трансцендентального путешествия по мегаполису, показали самый настоящий город-призрак, апогей киберпанка, жанра, где неоновые небоскрёбы олицетворяют не стремление человека к звёздам, а скорее высоту, с которой ему неизбежно падать.

Пусть это и проблемы, но не фундаментальные. Даже Йоханссон, к середине невольно выходящая из флегматичного образа киборга и принимающаяся играть лицом, всё же слишком хорошая актриса, чтобы загубить роль. Даже режиссёр, ничего толкового раньше не снимавший, всё же старался здесь как мог. Уже то, как и что здесь цитируют, показывает, что создатели честно пытались пробежать по тому самому лезвию бритвы: переснять знаменитую историю с не менее человечными акцентами и атмосферой — или вместе с очередной ватагой алчных и требовательных продюсеров механически отбыть съёмочный процесс, словно машины. По крайней мере, здесь связный сценарий, что по нынешним меркам близко к достижению, — и почти нет резона бессильно ругаться на смысловую неполноту, когда, как бы поблагодарив за приглашение, стоит просто вслед посмотреть оригинал.

 

Фильм можно увидеть в гродненских кинотеатрах. Расписание сеансов — в нашей афише.


Читайте также: полный список обзоров

Дружите с нами в соцсетях и узнавайте новоcти первыми!
    

Заметили ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter

Комментарии:

Добавить комментарий

Уважаемые читатели! На сайте vgr.by введена премодерация комментариев в связи с изменениями в законодательстве о СМИ. Ваши сообщения будут опубликованы после проверки модератором.

ВНИМАНИЕ!При добавлении комментариев категорически запрещено: оскорблять чужое достоинство, сеять и проявлять межрелигиозную или иную рознь, призывать к насилию, переходить на личности, употреблять ненормативную лексику. Комментарии, в которых нарушены правила, будут редактироваться или удаляться. Авторы комментариев несут ответственность за содержание оставленных сообщений.

Защитный код
Обновить

Фотоновости

Гродненские таможенники приняли присягу на Кургане Славы

Гродненские таможенники приняли присягу на Кургане Славы

Традиционная церемония на этот раз прошла возле Кургана Славы в пятницу, 25 мая.

Добавить комментарий

Подробнее...





  1. ОК
  2. ВК
  3. FB
 
  1. Популярное
  2. Комментарии

Погода Гродно

Информация сайта pogoda.by

Курсы валют

Курсы валют в банках г.Гродно на www.ecopress.by

Вопрос недели

Как вы экономите на коммунальных услугах?

Вопрос - ответ

Кто может получить доплату к пособию по беременности и родам?

Блог фотоклуба «Гродно»

Мнения

Вечерний Гродно

Газета Вечерний Гродно — новости и события города, статьи, публикации о Гродно.

добавить на Яндекс

2004–2018 © Перепечатка новостей и материалов, размещенных на сайте газеты «Вечерний Гродно», разрешается только после заключения письменного договора с редакцией. Иное копирование, перепечатка и распространение материалов сайта vgr.by без разрешения редакции запрещены.

Мнения авторов опубликованных новостей, а также оставленных на сайте комментариев могут не совпадать с мнением редакции. За содержание платных статей и баннеров ответственность несет рекламодатель.

АДРЕС: г. Гродно, 230025, ул. Социалистическая, 32
ТЕЛЕФОНЫ: отдел новостей — + (375) 152-77-23-78; 77-00-89; реклама — + (375) 152-72-00-36; 68-10-50; 68-10-51.

E-MAIL: vgrgrodno@gmail.com, news.vgr@gmail.com, vgr.reklama@gmail.com

УЧРЕДИТЕЛЬ: ЗАО «Редакция газеты «ВЕЧЕРНИЙ ГРОДНО»
УНП 590000914

СВИДЕТЕЛЬСТВО О РЕГИСТРАЦИИ №586, выдано Министерством информации Республики Беларусь 29.07.2009 года

Директор: Кучинский Александр Васильевич

Редактор сайта: Анна Влезько

Администратор: Татьяна Вишневская

2004–2018 © Все права защищены.
Система Orphus