21 Января 2018

«Дуэлянт»: невольник чести ли?

 

Дуэлянт

 

Режиссер — Алексей Мизгирёв

В ролях: Пётр Фёдоров, Владимир Машков, Юлия Хлынина, Франциска Петри, Мартин Вуттке, Павел Табаков, Сергей Гармаш, Юрий Колокольников, Александр Яценко

 

В хмуром Петербурге середины девятнадцатого объявляется хмурый типчик Яковлев, стреляющий в лица дворянам на дуэлях — вроде за дело, а вроде и за так. Возвращаясь домой, он выкладывает из карманов стопки банкнот и отчаянно, много, отчаянно много пьет. Подозревающим что-то офицерам его величества Яковлев, даже не оправдываясь, сходу предлагает сыграть в русскую рулетку. Офицеры пожимают плечами: «Ну ладно, этот точно дворянин».

Пока в Европе дуэли чахли, для России XIX век стал их расцветом — если можно так назвать задорные условия, в которых за косой взгляд на внучатого племянника буднично вбивали пулю в живот. Не раз подчеркнет наш (анти-)герой, что убивает лишь бретёров и стреляться не любит — но через пару минут с грохотом пробивает пулей очередную голову. И это при том, что его пытаются полуметафорически и довольно остроумно представить как «рыцаря». Фильм многого достигает, обращаясь к ни разу не вычерпанным кладезям той эпохи, когда честь и способы ее защиты были, кхм, выразительны и ярки, однако этот романтизм он иллюстрирует довольно мрачным образом. Фигурально выражаясь, от Пушкина (или, что даже уместнее, Толстого-Американца) тут уже почти пришли к Достоевскому, даже слоганом взяли парадоксальное: «На темной стороне чести».

Проблема с антигеройской риторикой в том, что ее надо умно подавать: «умно» значит не с многозначительно угрюмой бровью, а без зияющих логических пропастей в отношениях и самоотношениях персонажей. И здесь «Дуэлянт» начинает спотыкаться. Яковлев то дворянин, то нет, причем если зритель сориентируется довольно быстро, то высший свет, тайная полиция и полная комната офицеров как-то подозрительно мало обеспокоены, имеет ли гражданин вообще право идти на дуэль и пускать благородную кровь. Сам персонаж пытается выглядеть глубже, но глушит пойло он с таким рвением, регулярностью и одинаково снятым похмельем, что невольно начинаешь подсчитывать общие планы «герой идет по улице, бутылка снова с ним». Отношения с занятным, но картинным злодеем Машкова, фланирующим между дамами и кознями, тоже разворачиваются весьма многообещающе лишь для того, чтобы закончиться до нелепого скоротечной сценой.

Если же допустить, что Мизгирёв, остросоциальный, вдумчивый, сдержанный в красках автор, вдруг снял стильный и мрачный кинокомикс… да нет, не допустишь: за вычетом дуэлей здесь всего две потасовки, да и те скорее двигают сюжет, чем прокачивают адреналин зрителя. Полумистические сцены с алеутами напоминают о «Выжившем». Интерес к скользким типажам и мужским разборкам напоминает о вестернах. Кульминационный крик «Ты не раб!» напоминает о причудливом устройстве современного мира. Всё это, даже если не свое, никак не из арсенала сверхмассового кино. Чего же тогда столько противоречий? (Например, в первом же титре врут, что был в империи дуэльный кодекс.) Почему забыли про хоть какое-то развитие характеров? Где рефлексия?

Но главная беда, конечно, — появляющаяся к концу любовная линия. Эротическая сцена в карете пристреливает «Дуэлянта» как лошадь: в этот момент то уже ни прокатный хит, ни фестивальный триллер для эстетов — просто очередное падение в пропасть, столь привычное современному российскому кинематографу. Одна сцена своей фальшивостью, ненужностью и дурным исполнением ставит под вопрос весь фильм: случайны ли тогда в нем удачные находки? простительны ли оплошности? твари мы дрожащие али просто не свезло? Очень жаль, что эпизод не срезали на монтаже — лучше уж без конца смотреть на падающих замертво дворян.

Зато выглядит всё как надо: много грязных улиц и пошарпанных стен, безукоризненно чистых сюртуков и строгих цилиндров, позолоты и пыли, полумрака и полутонов. И особенно много пистолетов — настоящих, увесистых, красивых, опасно поблескивающих; их вроде как искали для фильма по всей Европе. Учитывая, как лихо начинается экранный путь Яковлева и как сомнительно заканчивается, именно оружие хотелось бы посчитать главным героем: здесь много кого и много как лишают жизни, но только пистолету принадлежат сколь-нибудь хорошие и правильные поступки на этой стезе.

 

Фильм можно увидеть в гродненских кинотеатрах. Расписание сеансов — в нашей афише.


Читайте также: полный список обзоров

Дружите с нами в соцсетях и узнавайте новоcти первыми!
    

Заметили ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter

Комментарии:

Добавить комментарий

Уважаемые читатели! На сайте vgr.by введена премодерация комментариев в связи с изменениями в законодательстве о СМИ. Ваши сообщения будут опубликованы после проверки модератором.

ВНИМАНИЕ!При добавлении комментариев категорически запрещено: оскорблять чужое достоинство, сеять и проявлять межрелигиозную или иную рознь, призывать к насилию, переходить на личности, употреблять ненормативную лексику. Комментарии, в которых нарушены правила, будут редактироваться или удаляться. Авторы комментариев несут ответственность за содержание оставленных сообщений.

Защитный код
Обновить

Фотоновости

«Моя идеальная свадьба»: в Гродно проходит выставка для женихов и невест

«Моя идеальная свадьба»: в Гродно проходит выставка для женихов и невест

С 19-21 января, в областном центре проходит масштабное шоу под названием «Свадьба EXPO 2018». 

Добавить комментарий

Подробнее...

  1. ОК
  2. ВК
  3. FB
 
  1. Популярное
  2. Комментарии

Погода Гродно

Информация сайта pogoda.by

Курсы валют

Курсы валют в банках г.Гродно на www.ecopress.by

Вопрос недели

Проходите ли вы техосмотр?

Вопрос - ответ

Кто может получить доплату к пособию по беременности и родам?

Блог фототоклуба «Гродно»

Мнения

  • Владимир Третьякевич

    Кандидат медицинских наук

    Проблема в том, что нас никто не учил быть счастливыми. Советская система не растила заведомо весёлых людей с выразительным оптимизмом, происхождение которого было не очень понятно. Она готовила преданных строителей коммунистического будущего. Ни в коем с
  • Литературный интерес позвал меня прошлым летом и осенью в Вильнюс, Каунас, Варшаву. Состоялся мой поэтический дебют, но это, конечно, несерьёзно: поэтическая форма требует большой самоотдачи, на одной эмоции не уедешь. Однако в марте будет повод снова пое
  • Мяне здзіўляе немалая колькасць вельмі маладых асобаў жаночага роду, якія ўпэўнена крочаць зранку па вуліцах усіх гарадоў нашае краіны, трымаючы ў нафарбаваным роце папяроску...

Вечерний Гродно

Газета Вечерний Гродно — новости и события города, статьи, публикации о Гродно.

добавить на Яндекс

2004–2018 © Перепечатка новостей и материалов, размещенных на сайте газеты «Вечерний Гродно», разрешается только после заключения письменного договора с редакцией. Иное копирование, перепечатка и распространение материалов сайта vgr.by без разрешения редакции запрещены.

Мнения авторов опубликованных новостей, а также оставленных на сайте комментариев могут не совпадать с мнением редакции. За содержание платных статей и баннеров ответственность несет рекламодатель.

АДРЕС: г. Гродно, 230025, ул. Социалистическая, 32
ТЕЛЕФОНЫ: отдел новостей — + (375) 152-77-23-78; 77-00-89; реклама — + (375) 152-72-00-36; 68-10-50; 68-10-51.

E-MAIL: vgrgrodno@gmail.com, news.vgr@gmail.com, vgr.reklama@gmail.com

УЧРЕДИТЕЛЬ: ЗАО «Редакция газеты «ВЕЧЕРНИЙ ГРОДНО»
УНП 590000914

ДИРЕКТОР: Ануфриева Ольга Александровна

СВИДЕТЕЛЬСТВО О РЕГИСТРАЦИИ №586, выдано Министерством информации Республики Беларусь 29.07.2009 года

2004–2018 © Все права защищены.
Система Orphus
.