10 Декабря 2018

Исход: цари и боги

 

Исход: цари и боги / Exodus: Gods and Kings

 

Режиссер — Ридли Скотт

В ролях: Кристиан Бейл, Джоэл Эдгертон, Джон Туртурро, Бен Кингсли, Аарон Пол, Сигурни Уивер

 

Жили-были два брата. Дипломатичный агностик-брюнет и бритый наголо себялюб с раззудившимся плечом вместе росли, сражались и ходили в любимцах у фараона: первый — за ум, второй — по праву рождения. Однажды фараон-отец приказал долго жить, а чада оказались слишком ригидными для сосуществования. Звали их Моисей и Рамзес. Потом, как водится, мировой пожар раздули: в горах загорелся куст, за ним — корабли, дома, города, и почти ничего хорошего из этого не вышло.

Сэр Скотт снова почувствовал себя однофамильцем Вальтером, поэтому подошел как романист к библейской истории, и без того брызжущей всеми спектрами пафоса. Многомиллионный механизм его нового эпоса самостоятельно работает на привычных оборотах: на благо там, где худо-бедно «Гладиатор» — бои, выяснение отношений, массовые сцены, на беду там, где скорее «Робин Гуд» — рваный, вялый темп, слабое раскрытие почти всех характеров. Всегда прекрасным Кингсли, Уивер, Туртурро почти нечего изображать, а молодому талантливому Аарону Полу (находке великого сериала Breaking Bad), который играет Иисуса*, будущего моисеева преемника, в основном приходится выразительно молчать и скептически смотреть на учителя, активно спорящего с камнями и кустами.

Что выделяет «Исход» на фоне прошлых работ, так это масштаб сталкивающихся личностей: отец народа и египетское божество во плоти. Здешний Моисей вовсе не косноязык: если в качестве египетского чиновника особых поручений он уже веско просит не транжирить, заплатить налоги и спать спокойно, то к середине фильма, угодив в оппозицию, и вовсе превращается в Ленина без броневичка. К тому же до нечаянного визита на гору Синай неспроста акцентируют внимание на его сомнениях, критическом мышлении, практически научном атеизме. Рамзес сыгран попроще, но и ему есть отчего театрально повысить голос. В новом прочтении от религиозно-мифологического акцент сместился к социально-политическому, и бывшие друзья дарят один одному злые взгляды не только и не столько за вектор веры, сколько за права и свободы — или их ограничение, соответственно.

При этом широкоэкранная вариация ветхозаветных побасёнок — лучший способ продемонстрировать, насколько похожи оба предводителя, насколько вообще похожи любые золото и сталь, когда с одинаковым упрямством ломят до конца, не считаясь с чем-либо. У фараона и пророка здесь даже красавицы-жены схожи — как внешне, так и судьбой: одну весь фильм игнорируют, вторую вообще бросают из-за видения на десяток лет— хорошо хоть не истребляют в итоге весь ее «верящий не в того» народ, как в, кхм, оригинале.

Любопытно, что как раз религиозную тему фильм, внешне большую часть времени выглядящий как сбивчивый революционный эпос, отрабатывает пусть вполголоса, но четко и однозначно. Полчаса казней египетских — не только могучий и жуткий визуальный аттракцион, стоящий всего остального хронометража, да еще и обоснованный местами с позиции науки**, но и убедительный довод никогда не якшаться с кем/чем угодно, что провозглашает духовную тиранию высшей силы, способной на такую первобытную, безудержную ярость. Рамзес всё бледнее, глаза его всё безумнее, но даже безжалостная, нечеловеческая десятая казнь ничего не меняет в голове упрямца — то же верно и для его названного брата.

Забавно, что в честь Мириам, сестры Моисея, в девятнадцатом веке назвали свежеоткрытый астероид, и, поскольку элементам небесного паноптикума тогда обычно давали имена мифологических персонажей, это вызвало критику — мол, Библия вам не сборники пыльных легенд! Как здорово, что в веке двадцать первом Библию, Коран, Тору и прочие брошюры свидетелей Иеговы можно при желании прочитать онлайн и беспристрастно убедиться самим, насколько всё же сборники.

Поэтому вдохновленный одним из главных религиозных канонов «Исход», чьи создатели, вероятно, в основном лишь хотели взмахнуть серпом на хлебном поле вслед за Аронофски с его «Ноем» — картиной, кстати, более выразительной именно из-за перетекания безумств религии в мифологическую стезю, — в итоге невольно высказывается против религии, по крайней мере в глазах людей, осознающих, в каком времени они живут.

Еще ценнее в осадке, впрочем, ощущение от самого последнего кадра, где белым по черному — простая фраза: «Посвящается моему брату, Тони Скотту». Наверное, если бы режиссер мог, он бы помирил и библейских братьев. Потому что мертвецу уже не скажешь «прости меня». И, признавая, как много и как несправедливо страдал еврейский народ за всю историю, быть может, есть резон поразмышлять, отчего у них всё так жестко началось — и по сей день продолжается; но куда как больший резон в том, чтобы услышать тех, кто говорит верные вещи, независимо от национальности, как эти израильтяне: все мы братья.

 

* Правильно было бы «Иешуа», как у Булгакова, и английский язык эту разницу подчеркивает; однако в русской традиции устоялось написание «Иисус Навин», чтобы отличить от стандартного Иисуса.

** Ученые то ли из любопытства, то ли по социальному заказу исследовали историчность событий, описанных в Библии как казни египетские, признав некоторые из них возможными; в фильме кое-что из этого проговаривает советник фараона.

 

Фильм можно увидеть в гродненских кинотеатрах. Расписание сеансов — в нашей афише.


Читайте также: полный список обзоров

Дружите с нами в соцсетях и узнавайте новоcти первыми!
    

Заметили ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter

Актуальное

Ангелы на дорогах и чудо-аллея в Ольшанке — как украсят город к Новому году

Ангелы на дорогах и чудо-аллея в Ольшанке — как украсят город к Новому году

В Гродно установят 12 больших елей и развесят более 12 километров гирлянд, сообщил на планёрке у председателя горисполкома Мечислава Гоя директор горсвета Олег Добровольский. По его словам, новогодняя ель появится...

Добавить комментарий

Подробнее...

Фотоблог Наталии Дорош

Афиша «ВГ»

  1. ОК
  2. ВК
  3. FB
 

Погода Гродно

Информация сайта pogoda.by

Курсы валют

Курсы валют в банках г.Гродно на www.ecopress.by

Вопрос недели

Пишете ли вы комментарии в интернете?

Вопрос - ответ

Какие справки нужны для оформления в пришкольный и летний оздоровительный лагеря?

Мнения

Вечерний Гродно

Газета Вечерний Гродно — новости и события города, статьи, публикации о Гродно.

добавить на Яндекс

2004–2018 © Перепечатка новостей и материалов, размещенных на сайте газеты «Вечерний Гродно», разрешается только после заключения письменного договора с редакцией. Иное копирование, перепечатка и распространение материалов сайта vgr.by без разрешения редакции запрещены.

Мнения авторов опубликованных новостей, а также оставленных на сайте комментариев могут не совпадать с мнением редакции. За содержание платных статей и баннеров ответственность несет рекламодатель.

АДРЕС: г. Гродно, 230025, ул. Социалистическая, 32
ТЕЛЕФОНЫ: отдел новостей — + (375) 152-77-23-78; 77-00-89; реклама — + (375) 152-72-00-36; 68-10-50; 68-10-51.

E-MAIL: vgr@mail.grodno.by, vechgr@gmail.com, vgr.reklama@gmail.com

УЧРЕДИТЕЛЬ: ЗАО «Редакция газеты «ВЕЧЕРНИЙ ГРОДНО»
УНП 590000914

СВИДЕТЕЛЬСТВО О РЕГИСТРАЦИИ №586, выдано Министерством информации Республики Беларусь 29.07.2009 года

Директор: Кучинский Александр Васильевич

Редактор сайта: Анна Влезько

2004–2018 © Все права защищены.
Система Orphus