22 Октября 2018

Исход: цари и боги

 

Исход: цари и боги / Exodus: Gods and Kings

 

Режиссер — Ридли Скотт

В ролях: Кристиан Бейл, Джоэл Эдгертон, Джон Туртурро, Бен Кингсли, Аарон Пол, Сигурни Уивер

 

Жили-были два брата. Дипломатичный агностик-брюнет и бритый наголо себялюб с раззудившимся плечом вместе росли, сражались и ходили в любимцах у фараона: первый — за ум, второй — по праву рождения. Однажды фараон-отец приказал долго жить, а чада оказались слишком ригидными для сосуществования. Звали их Моисей и Рамзес. Потом, как водится, мировой пожар раздули: в горах загорелся куст, за ним — корабли, дома, города, и почти ничего хорошего из этого не вышло.

Сэр Скотт снова почувствовал себя однофамильцем Вальтером, поэтому подошел как романист к библейской истории, и без того брызжущей всеми спектрами пафоса. Многомиллионный механизм его нового эпоса самостоятельно работает на привычных оборотах: на благо там, где худо-бедно «Гладиатор» — бои, выяснение отношений, массовые сцены, на беду там, где скорее «Робин Гуд» — рваный, вялый темп, слабое раскрытие почти всех характеров. Всегда прекрасным Кингсли, Уивер, Туртурро почти нечего изображать, а молодому талантливому Аарону Полу (находке великого сериала Breaking Bad), который играет Иисуса*, будущего моисеева преемника, в основном приходится выразительно молчать и скептически смотреть на учителя, активно спорящего с камнями и кустами.

Что выделяет «Исход» на фоне прошлых работ, так это масштаб сталкивающихся личностей: отец народа и египетское божество во плоти. Здешний Моисей вовсе не косноязык: если в качестве египетского чиновника особых поручений он уже веско просит не транжирить, заплатить налоги и спать спокойно, то к середине фильма, угодив в оппозицию, и вовсе превращается в Ленина без броневичка. К тому же до нечаянного визита на гору Синай неспроста акцентируют внимание на его сомнениях, критическом мышлении, практически научном атеизме. Рамзес сыгран попроще, но и ему есть отчего театрально повысить голос. В новом прочтении от религиозно-мифологического акцент сместился к социально-политическому, и бывшие друзья дарят один одному злые взгляды не только и не столько за вектор веры, сколько за права и свободы — или их ограничение, соответственно.

При этом широкоэкранная вариация ветхозаветных побасёнок — лучший способ продемонстрировать, насколько похожи оба предводителя, насколько вообще похожи любые золото и сталь, когда с одинаковым упрямством ломят до конца, не считаясь с чем-либо. У фараона и пророка здесь даже красавицы-жены схожи — как внешне, так и судьбой: одну весь фильм игнорируют, вторую вообще бросают из-за видения на десяток лет— хорошо хоть не истребляют в итоге весь ее «верящий не в того» народ, как в, кхм, оригинале.

Любопытно, что как раз религиозную тему фильм, внешне большую часть времени выглядящий как сбивчивый революционный эпос, отрабатывает пусть вполголоса, но четко и однозначно. Полчаса казней египетских — не только могучий и жуткий визуальный аттракцион, стоящий всего остального хронометража, да еще и обоснованный местами с позиции науки**, но и убедительный довод никогда не якшаться с кем/чем угодно, что провозглашает духовную тиранию высшей силы, способной на такую первобытную, безудержную ярость. Рамзес всё бледнее, глаза его всё безумнее, но даже безжалостная, нечеловеческая десятая казнь ничего не меняет в голове упрямца — то же верно и для его названного брата.

Забавно, что в честь Мириам, сестры Моисея, в девятнадцатом веке назвали свежеоткрытый астероид, и, поскольку элементам небесного паноптикума тогда обычно давали имена мифологических персонажей, это вызвало критику — мол, Библия вам не сборники пыльных легенд! Как здорово, что в веке двадцать первом Библию, Коран, Тору и прочие брошюры свидетелей Иеговы можно при желании прочитать онлайн и беспристрастно убедиться самим, насколько всё же сборники.

Поэтому вдохновленный одним из главных религиозных канонов «Исход», чьи создатели, вероятно, в основном лишь хотели взмахнуть серпом на хлебном поле вслед за Аронофски с его «Ноем» — картиной, кстати, более выразительной именно из-за перетекания безумств религии в мифологическую стезю, — в итоге невольно высказывается против религии, по крайней мере в глазах людей, осознающих, в каком времени они живут.

Еще ценнее в осадке, впрочем, ощущение от самого последнего кадра, где белым по черному — простая фраза: «Посвящается моему брату, Тони Скотту». Наверное, если бы режиссер мог, он бы помирил и библейских братьев. Потому что мертвецу уже не скажешь «прости меня». И, признавая, как много и как несправедливо страдал еврейский народ за всю историю, быть может, есть резон поразмышлять, отчего у них всё так жестко началось — и по сей день продолжается; но куда как больший резон в том, чтобы услышать тех, кто говорит верные вещи, независимо от национальности, как эти израильтяне: все мы братья.

 

* Правильно было бы «Иешуа», как у Булгакова, и английский язык эту разницу подчеркивает; однако в русской традиции устоялось написание «Иисус Навин», чтобы отличить от стандартного Иисуса.

** Ученые то ли из любопытства, то ли по социальному заказу исследовали историчность событий, описанных в Библии как казни египетские, признав некоторые из них возможными; в фильме кое-что из этого проговаривает советник фараона.

 

Фильм можно увидеть в гродненских кинотеатрах. Расписание сеансов — в нашей афише.


Читайте также: полный список обзоров

Дружите с нами в соцсетях и узнавайте новоcти первыми!
    

Заметили ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter

Комментарии:

Комментарии  

 
+1 #1 Anastasia 05.01.2015 16:46
Отвратительный обзор. Замысловатыми фразами завуалирован какой-то бред, если вдуматься в написанное.
А особенно нелепо на фоне всей этой замысловатости смотрятся всякие "побасёнок" , "брызжущей всеми спектрами пафоса" и т.п.
Цитировать
 
 
+2 #2 автор 05.01.2015 18:00
Полагаю, вы верующая. Тогда у меня один вопрос: знакомились ли вы с библией как таковой, напрямую? — и независимо от ответа одно пожелание: почитайте хотя бы эссе Бертрана Расселла об агностицизме (Докинза не предлагаю, дабы не травмировать). Ну, и подумайте вот о чём: насильственный атеизм советского времени местами вылился в итоговое распрямление пружины для широких слоёв, но ни то, ни другое — не золотая середина, как считаете?
А фильм — лишь обработка мифологемы из огромного дремучего пласта, веками влиявшего на умы в эпохи без пастеризации, интернета и космополитизма. Как по мне, достаточно уже ему влиять, пора широким слоям в себя верить, а не в пресловутый пласт.
Цитировать
 

Добавить комментарий

Уважаемые читатели! На сайте vgr.by введена премодерация комментариев в связи с изменениями в законодательстве о СМИ. Ваши сообщения будут опубликованы после проверки модератором.

ВНИМАНИЕ!При добавлении комментариев категорически запрещено: оскорблять чужое достоинство, сеять и проявлять межрелигиозную или иную рознь, призывать к насилию, переходить на личности, употреблять ненормативную лексику. Комментарии, в которых нарушены правила, будут редактироваться или удаляться. Авторы комментариев несут ответственность за содержание оставленных сообщений.

Защитный код
Обновить

Фотоновости

Как в сказке: в Гродненской области зацвели ромашки

Как в сказке: в Гродненской области зацвели ромашки

Нынешняя осень выдалась тёплой — настолько, что зацвели цветы. Фотограф Наталия Дорош 20 октября по дороге из Гродно в Слоним сделала уникальные для осенней поры снимки — на лугу цветут...

Добавить комментарий

Подробнее...



Фотоблог Наталии Дорош

Афиша «ВГ»

  1. ОК
  2. ВК
  3. FB
 
  1. Популярное
  2. Комментарии

Погода Гродно

Информация сайта pogoda.by

Курсы валют

Курсы валют в банках г.Гродно на www.ecopress.by

Вопрос недели

Как вы выбираете фирму по оказанию каких-либо услуг?

Вопрос - ответ

Какие справки нужны для оформления в пришкольный и летний оздоровительный лагеря?

Блог фотоклуба «Гродно»

Мнения

Вечерний Гродно

Газета Вечерний Гродно — новости и события города, статьи, публикации о Гродно.

добавить на Яндекс

2004–2018 © Перепечатка новостей и материалов, размещенных на сайте газеты «Вечерний Гродно», разрешается только после заключения письменного договора с редакцией. Иное копирование, перепечатка и распространение материалов сайта vgr.by без разрешения редакции запрещены.

Мнения авторов опубликованных новостей, а также оставленных на сайте комментариев могут не совпадать с мнением редакции. За содержание платных статей и баннеров ответственность несет рекламодатель.

АДРЕС: г. Гродно, 230025, ул. Социалистическая, 32
ТЕЛЕФОНЫ: отдел новостей — + (375) 152-77-23-78; 77-00-89; реклама — + (375) 152-72-00-36; 68-10-50; 68-10-51.

E-MAIL: vgr@mail.grodno.by, vechgr@gmail.com, vgr.reklama@gmail.com

УЧРЕДИТЕЛЬ: ЗАО «Редакция газеты «ВЕЧЕРНИЙ ГРОДНО»
УНП 590000914

СВИДЕТЕЛЬСТВО О РЕГИСТРАЦИИ №586, выдано Министерством информации Республики Беларусь 29.07.2009 года

Директор: Кучинский Александр Васильевич

Редактор сайта: Анна Влезько

2004–2018 © Все права защищены.
Система Orphus