09 Декабря 2018

Судья

 

Судья / The Judge

 

Режиссер — Дэвид Добкин

В ролях: Роберт Дауни — младший, Роберт Дювалл, Винсент Д’Онофрио, Вера Фармига, Билли Боб Торнтон

 

Элитный адвокат, слегка сентиментальный циник и балагур, возвращается из царства небоскребов в провинциальную Америку на похороны матери. Семейное воссоединение не задастся: отец и два других брата — флегматичный увалень и ранимый дурачок — и без того разобщены. А тут еще главу семьи, почетного судью с мафусаиловским стажем, обвиняют в том, что он вовсе не случайно сбил дождливой ночью хамоватого экс-зэка — тот, как выяснится, заслужил, однако dura lex sed lex.

Этому фильму, вероятно, очень повезет в прокате: в последние годы посмотреть на Дауни-младшего на пике формы после его блокбастерных упражнений в остроумии не пойдет разве что ленивый мертвец (активный — пойдет). Здесь его бесподобные иронические гримасы не затеняются железным костюмом или комиксоидным Лондоном XIX века. Нет, перед нами образчик Большого Американского Кино, откуда традиционно убирается всё лишнее, включая нестандартные сюжетные ходы, а тащат почти всё могучие плечи актеров.

Безотносительно удачных сцен (например, выяснение отношений на фоне урагана) здешний актерский состав в одиночку стоит того, чтобы увидеть эту ленту и полюбить ее. Дювалл в расхваливаниях не нуждается, а метаморфоза его персонажа убедительна даже с физиологической стороны — по некоторой причине судья с каждым экранным днем слабеет, и то, как мощный старик понемногу осознает, что бесстрастный ход жизни вот-вот раздавит и его, изображено блестяще. Торнтону внезапно уже почти шестьдесят, и роль строгого седеющего прокурора будто написана под его прищуренный взор и острую микробородку — роль, которая олицетворяла бы собой беспристрастную справедливость Фемиды, не будь у нас здесь Большое Американское Кино без шуток про смысл синих занавесок. Фармига специально посветлела и округлела, и с этой соблазнительной мягкой женщиной, владелицей бара, хочется навсегда остаться в индианской глуши, чтобы пироги под кофе по утрам, пока за окном сосны да ручей.

Что до Дауни-младшего — нет сейчас, наверное, другого актера, столь любимого за пулеметные очереди естественного сарказма из уст его персонажей, и эта репутация заслуженна. Но многие не знают или не помнят, что до алкогольно-наркотического срыва в конце 90-х, из которого Роберта вытащила добрый ангел, жена-продюсер, это был крепкий драматический актер, получивший признание хотя бы за роль Чаплина в одноименном фильме. И здесь он полностью раскрывается в словно автобиографической роли: под дорогим костюмом и усмешкой в умных глазах — нелегкое прошлое, в котором, считай, некого больше винить. Как адвокат, он очаровывает присяжных и нас вместе с ними, но куда ценнее кадры, в которых, как сын, он плачет, потому что там нельзя не плакать.

В штатовской культуре тонким местом является семья и векторы внутри нее: это болевая точка во многих Больших Американских Фильмах. Поскольку все типы семейных ситуаций были вручную перебраны еще на стадии закругления общинно-родовых отношений, оригинальностью эти высказывания, понятно, не отличаются. Но сила здесь в другом: при искренней, внятной и умеренно эмоциональной подаче рассказ на эту тему неизбежно берет за живое, потому что каждый из нас, абсолютно любой из нас либо жил, либо живет, либо будет жить в семье, какого бы возраста, пола и степени испорченности ни были ее участники. Семья — это «дедушка Ленин» советского человека, непререкаемая константа, универсальное оправдание нашего существования как общественных тварей; и неважно, создана ли она ради детей, материальных достижений или совместного покорения карпатских гор.

В этом ключевое отличие двух понятно каких культур, одна из которых потихоньку пробует исчерпать свою мнимую плоскость, а вторая пыжится доказать свое фантомное величие. Если с «американской мечтой» всё понятно, то с «русской душой» — нет и никогда не будет. И причина этого не в колоссальной глубине ее, а в фальшивости самого понятия. Когда взрослый сын придерживает голову блюющего старика-отца, это моментальный и честный снимок жизни, это забота и, в конечном счете, любовь. А вот когда какой-нибудь именитый восточный наш сосед снимает очередной трехчасовой плач про никогда не существовавшую на деле «Россию, которую мы потеряли» — это самообман и разухабистая идеологическая порнография, без всякой помощи извне вгоняющая всё хорошее, что еще осталось от славянской культуры, поглубже в гроб. Мерило всех вещей здесь — не семья, а империя, царь, бог, всё любое, что укладывает обычного человека на лопатки в грязь и не дает проникнуться «фальшивыми либеральными ценностями».

Поэтому, собираясь на Большое Кино, уж лучше предпочесть зарубежное. Говорите, там улыбаются неискренне? Зато вообще улыбаются, чёрт возьми.

Фильм можно увидеть в гродненских кинотеатрах. Расписание сеансов — в нашей афише.


Читайте также: полный список обзоров

Дружите с нами в соцсетях и узнавайте новоcти первыми!
    

Заметили ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter

Актуальное

Ангелы на дорогах и чудо-аллея в Ольшанке — как украсят город к Новому году

Ангелы на дорогах и чудо-аллея в Ольшанке — как украсят город к Новому году

В Гродно установят 12 больших елей и развесят более 12 километров гирлянд, сообщил на планёрке у председателя горисполкома Мечислава Гоя директор горсвета Олег Добровольский. По его словам, новогодняя ель появится...

Добавить комментарий

Подробнее...

Фотоблог Наталии Дорош

Афиша «ВГ»

  1. ОК
  2. ВК
  3. FB
 

Погода Гродно

Информация сайта pogoda.by

Курсы валют

Курсы валют в банках г.Гродно на www.ecopress.by

Вопрос недели

Пишете ли вы комментарии в интернете?

Вопрос - ответ

Какие справки нужны для оформления в пришкольный и летний оздоровительный лагеря?

Мнения

Вечерний Гродно

Газета Вечерний Гродно — новости и события города, статьи, публикации о Гродно.

добавить на Яндекс

2004–2018 © Перепечатка новостей и материалов, размещенных на сайте газеты «Вечерний Гродно», разрешается только после заключения письменного договора с редакцией. Иное копирование, перепечатка и распространение материалов сайта vgr.by без разрешения редакции запрещены.

Мнения авторов опубликованных новостей, а также оставленных на сайте комментариев могут не совпадать с мнением редакции. За содержание платных статей и баннеров ответственность несет рекламодатель.

АДРЕС: г. Гродно, 230025, ул. Социалистическая, 32
ТЕЛЕФОНЫ: отдел новостей — + (375) 152-77-23-78; 77-00-89; реклама — + (375) 152-72-00-36; 68-10-50; 68-10-51.

E-MAIL: vgr@mail.grodno.by, vechgr@gmail.com, vgr.reklama@gmail.com

УЧРЕДИТЕЛЬ: ЗАО «Редакция газеты «ВЕЧЕРНИЙ ГРОДНО»
УНП 590000914

СВИДЕТЕЛЬСТВО О РЕГИСТРАЦИИ №586, выдано Министерством информации Республики Беларусь 29.07.2009 года

Директор: Кучинский Александр Васильевич

Редактор сайта: Анна Влезько

2004–2018 © Все права защищены.
Система Orphus