19 Ноября 2018

 

Дама с собачкой

Актриса Елена Гайдулис о земляничной поляне, пятом колене, голубой героине, дворняжке Марфе и пирогах-расстегаях

Инна МАКСИМЧИК

Елена Андреевна Гайдулис, актриса областного драматического театра, заслуженная артистка Беларуси, кавалер медали Франциска Скорины, председатель областной организации Союза театральных деятелей. Родилась на хуторе Складанцы Вороновского района. Школу окончила в Калуге, имеет диплом ГИТИСа (Москва), работала в драмтеатрах Калуги, Новокузнецка, Тобольска, Могилева. В год 60-летия Гродненского областного драматического театра (юбилей планируют отметить в октябре) занимается оформлением театрального музея,  пишет летопись – очерки о тех, кто создавал гродненский театр, способствовал его популярности и ныне служит...

Ее называют синтетической артисткой. За свою актерскую карьеру  переиграла все типажи – от королевы Стюарт до финской крестьянки.

У вас необычная фамилия…
– Мой отец – литовец. Правильно было бы теперь назвать эту фамилию Гайдулите. Русские люди не понимали, что это мужское окончание, так оно у меня и осталось.

Как вы оказались в Калуге?
– Это родина моей мамы, ее родители приехали в Лиду, чтобы устанавливать советскую власть. Когда началась война, их срочно эвакуировали, а моя мама, так получилось, осталась. Местные жители прятали ее от немцев и сохранили. Потом она приехала на хутор, вышла замуж, и родилась я. Но с мужем прожили недолго. Мама овдовела и вернулась в Калугу.

Актрисой, как водится, хотели стать с детства?
– Мой  дебют был в четыре года, в поезде, когда мы с мамой возвращались. Я ходила по вагону и пела «Привязали Галю к дереву косами». После школы два года работала на заводе, на конвейере. Зарплату платили замечательную – 130 рублей. Параллельно окончила студию при драматическом  театре, уже играла в массовках. И вдруг на новый год одна актриса решила родить ребеночка, а мне предложили ее роль: Земляничку в «Чипполино». Я сказала, будете платить рубль в день, пойду. Взрослые люди видят – дурочка, влюбленная в театр, и согласились. Так и пошла на 30 рублей в месяц, уборщица в то время получала 45 рублей.  На второй год уже играла Золушку и много других ролей, а потом поехала в Москву, поступила заочно.

Театральные интриги – это реальность?
– Конечно. Но завод меня многому научил, поняла, как относиться к людям и как оценивать их поступки. В театре моими руками хотели убрать одного актера. Я категорически отказалась. Режиссер мне говорит: «Видишь роль? (а это была Настенька из «Перстенька» Паустовского). Видишь? Больше не увидишь!» Так наказывали. Но я до сих пор в чужие игры не играю. У меня своя игра.

В Москве остаться предлагали?
– Да, но я была хорошенькая сексапильная девочка и понимала, что попала в мир, где тебя могут использовать. А я хотела играть, работать и быть независимой.

Вы влюбчивый человек?
– Очень. Первая любовь была в детском садике, а потом мы встретились через 20 лет и  узнали друг друга. Влюблялась очень серьезно, но больше платонически. Я львица, ни за кем не бегала. Для меня главное был театр, даже на танцы не ходила. И отношение к браку, любви у меня очень серьезное. Сегодня мне жалко девочек с минутными страстями и быстрым сексом. Без любви невозможно состояться, испытать незабываемое – человек просто рядом, а ты уже счастлив.

Вы когда-нибудь друзей бросали?
– В том случае, если кто-то спешил сообщить гадость. Я считаю, что дружба не для того, чтобы таскать негатив тому, с кем дружишь. А хорошее сама всегда с удовольствием скажу, поддержу.

Почему вы расстались с мужем?
– Разлюбил меня он, а оставила его я, когда поняла, что он стал скучать со  мной,  а я, как мама родная, начала о нем заботиться. С мужчиной нельзя обращаться, как с ребенком. Наоборот, нужно, чтобы он не дремал рядом.

В Новокузнецк вас тоже позвал театр?
– Вернее, меня уговорил директор театра из Новокузнецка. Это был грандиозный проект.  Собрали молодых актеров из Ленинграда, Киева, Омска. Сожгли старые декорации. Мне сказали: «Никаких Золушек, Олюшек играть не будете», – и я стала играть не голубых героинь, а роковых женщин. В театре поставили по Вампилову «Провинцию», так на каждый спектакль прилетала комиссия из Москвы. Половина была категорически «за», половина – «против». Но это все кончилось через год, когда стали выяснять, кто главный. Нельзя делить власть, надо заниматься только сценой. Иначе тут же находятся замечательные люди, которые все развалят.

В Новокузнецке вы познакомились с Высоцким?
– Мне кажется, я поняла, кто такой Высоцкий. Представьте, мы, молоденькие актрисы, стоим в курилке, выходит он из гримерки с гитарой, скучный, влажноватый, неярко выраженный рот, глаза потухшие. Увидел нас, ударил по струнам «Где мои 17 лет?», изменился мгновенно –  глаза звезды, пару куплетов спел, потух и дальше пошел. В Новокузнецк Высоцкий приехал, чтобы на машину заработать. Пять концертов в день, пять дней – сделал невозможное. Один раз его напоили, но зрители отказались покинуть зал. Дальше на сцене все время дежурили врачи. Я поняла, Высоцкий ради толпы мог умереть, а мог и презирать ее.

Самый  экзотический театральный и жизненный опыт где приобрели?
– В Сибири. В Тобольск мы уехали с мужем, много и замечательно там  работали. В театре был свой пароход с оборудованной сценой. Мы плыли по Оби, Иртышу, давали спектакли для поселенцев, бывших сосланных и осужденных. Некоторые хранили обиду, игнорировали людей с «большой земли», но многие приходили. Это был передний край, туда вранье не докатывалось. Какие крестьяне были: выращивали помидоры, огурцы, морковку свежую год хранили. А сколько людей там лежит! Рассказывали, идет баржа по реке, останавливается в тайге, людей высаживают, а есть ли топор, пила, неведомо. Выжили молодые и сильные.

Каким был гродненский театр, когда вы вернулись наконец-то домой?
– В нем жила импровизация. На сцене каждые две минуты должно что-то происходить, меняться. Например, Борис Мартынов каждый раз играл по-новому. Менял мизансцены: в одной  жестко разговаривал, в другой – мог взять меня в охапку и таскать...

Можно ли сказать, что драмтеатр сегодня скорее мертв, чем жив?
– Театр всегда жив. Никогда не знаешь, какие возможности он таит, в какой момент выстрелит. И сегодня в труппе есть молодежь, есть потенциал.

Главный режиссер все-таки когда-нибудь будет назначен, каким он должен быть?
– Профессионал, который любит актера, а не себя, может раскрыть его, поддержит творческий порыв. А режиссер, который показывает тебе все время что-то, и ты должен его передразнить, – это большая ошибка.

Почему  часто говорят  вместо играю, работаю – служу в театре?
– Потому что театр – храм, а в храме служат, а не работают.

Вы сегодня меньше заняты на сцене, чем занимаетесь?
– Занимаюсь историей театра  к 60-летию, это отнимает много времени. Составляю родословную по линии матери, знаю о своих предках до пятого колена – тоже роман можно писать.  Как член правления театральных деятелей поеду в Минск, будем коллегиально решать, кто получит премии этого года. Дел очень много, едва успеваю. Не зря же я на свадьбе родилась. Мама беременная поехала на торжество, ее растрясло и она раньше времени разродилась. Так на свадьбе и живу. А еще дача, сама дом строю.

На даче  что выращиваете?
– Все. И перцы, и помидоры – отвоевываю от пырея местечко. Земляника лесная у меня занимает треть участка, цветов – море. Воды там нет, света нет, но место чудное.

Ваше любимое блюдо?
– Капуста. Но я все люблю: мясо, рыбу, овощи – в любом виде.

Кто такая Марфа?
– Собака. Раньше у меня 12 лет жил кот. Мы не разлучались. Он ездил со мной и на репетиции, и на гастроли, а потом погиб. Это был страшный удар. Думала, больше животных брать не буду. Но судьба по-иному распорядилась. Пять лет назад в сентябре ударил мороз,  вижу – на остановке собачка черная, лохматая, ее от холода подбрасывает даже. Потом оказалось, что лапка подбита. Я собаку эту в охапку и домой. Лапку спасти не удалось, требовалась сложная операция, так она на локоточке и бегает. Добрейшее существо, люди на ней проверяются. Кого Марфа не любит, стоит задуматься. А потом и белая кошка появилась, ее соседи пьяные  мучили. Уже тех соседей нет, умерли они, а кошка прижилась у нас. Прихожу домой, они меня дружно у входа встречают. Марфа на ногу кидается,  кошка – на плечо. Ни разуться, ни раздеться, пока не поздороваются. 

Дружите с нами в соцсетях и узнавайте новоcти первыми!
    

Заметили ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter

Комментарии:

Комментарии  

 
0 #1 Аня 21.07.2009 05:52
Это была замечательная, великая актриса.
Светлая память...
Цитировать
 

Добавить комментарий

Уважаемые читатели! На сайте vgr.by введена премодерация комментариев в связи с изменениями в законодательстве о СМИ. Ваши сообщения будут опубликованы после проверки модератором.

ВНИМАНИЕ!При добавлении комментариев категорически запрещено: оскорблять чужое достоинство, сеять и проявлять межрелигиозную или иную рознь, призывать к насилию, переходить на личности, употреблять ненормативную лексику. Комментарии, в которых нарушены правила, будут редактироваться или удаляться. Авторы комментариев несут ответственность за содержание оставленных сообщений.

Защитный код
Обновить

Актуальное

В Беларуси снова подорожало топливо (+ обновленные цены на бензин)

В Беларуси снова подорожало топливо (+ обновленные цены на бензин)

В воскресенье, 18 ноября, на белорусских заправках снова изменились цены на автомобильное топливо.

Добавить комментарий

Подробнее...



Фотоблог Наталии Дорош

Афиша «ВГ»

  1. ОК
  2. ВК
  3. FB
 
  1. В Беларуси
  2. В мире

Погода Гродно

Информация сайта pogoda.by

Курсы валют

Курсы валют в банках г.Гродно на www.ecopress.by

Вопрос недели

Чего вам не хватает в городе?

Вопрос - ответ

Какие справки нужны для оформления в пришкольный и летний оздоровительный лагеря?

Блог фотоклуба «Гродно»

Мнения

Вечерний Гродно

Газета Вечерний Гродно — новости и события города, статьи, публикации о Гродно.

добавить на Яндекс

2004–2018 © Перепечатка новостей и материалов, размещенных на сайте газеты «Вечерний Гродно», разрешается только после заключения письменного договора с редакцией. Иное копирование, перепечатка и распространение материалов сайта vgr.by без разрешения редакции запрещены.

Мнения авторов опубликованных новостей, а также оставленных на сайте комментариев могут не совпадать с мнением редакции. За содержание платных статей и баннеров ответственность несет рекламодатель.

АДРЕС: г. Гродно, 230025, ул. Социалистическая, 32
ТЕЛЕФОНЫ: отдел новостей — + (375) 152-77-23-78; 77-00-89; реклама — + (375) 152-72-00-36; 68-10-50; 68-10-51.

E-MAIL: vgr@mail.grodno.by, vechgr@gmail.com, vgr.reklama@gmail.com

УЧРЕДИТЕЛЬ: ЗАО «Редакция газеты «ВЕЧЕРНИЙ ГРОДНО»
УНП 590000914

СВИДЕТЕЛЬСТВО О РЕГИСТРАЦИИ №586, выдано Министерством информации Республики Беларусь 29.07.2009 года

Директор: Кучинский Александр Васильевич

Редактор сайта: Анна Влезько

2004–2018 © Все права защищены.
Система Orphus