20 Октября 2018

Сканируют не людей, а автомобили: как на границе «просвечивают» транспорт, ищут наркотики и замеряют уровень излучения

Журналист «Вечёрки» провёл один день в «Брузгах», чтобы оценить работу современного инспекционно-досмотрового комплекса (ИДК), который стал помощником таможенников и головной болью контрабандистов.

Мечтают о туристах, а не о контрабандистах

Прошлым летом, когда пересекал на велосипеде границу на Августовском канале, поинтересовался у польской таможенницы, о чём она мечтает. Девушка призналась, что ждёт то время, когда границу будут использовать для путешествий, туризма и культурных связей, а не для транзита контрабанды.

Белорусско-польская граница остаётся важным и экономически эффективным коридором между западом и востоком, по которому ежедневно проходят тысячи автомобилей с грузами. Но вместе с этим здесь по-прежнему продолжаются взрослые игры в «кошки-мышки». Ловкачи прячут контрабанду в надежде заработать, а таможенники её ищут. И так продолжается уже много лет…

Сканируют за 10 минут

В Гродненской региональной таможне первый стационарный комплекс Rapiscan появился в «Привалке» в начале 2015 года, а в конце этого же года — в «Брузгах».

Это огромный ангар с рельсами, по которым двигается установка, сканирующая объект по принципу линейного ускорения частиц. Всего таких комплексов в зоне деятельности гродненской таможни пять: два стационарных и три мобильных.

Техника намного сократила время проведения контроля и нахождения машин в пункте пропуска. Если у сотрудника возникают сомнения насчёт груза, он направляет транспорт в ИДК. Водитель загоняет легковушку или грузовик внутрь, а сам ожидает в специальном помещении. Система сканирует содержимое груза, а таможенник изучает сканограмму с помощью разных фильтров.

В бокс для сканирования загоняют далеко не каждую машину. У таможенников есть собственная система анализа и управления рисками, по которым выявляются подозрительные автомобили. Конечно, раскрывать нам её не стали, но признались, что нарушители совершенствуют мастерство и придумывают новые способы спрятать товар.

— С помощью одного комплекса мы проверяем в сутки около 90 автомобилей. Процесс занимает в среднем десять минут. Когда видим, что груз «чистый», ставим отметку, и автомобиль едет дальше, — рассказывает начальник отдела проведения операций таможенного контроля Гродненской региональной таможни Виталий Парфёнов. — Если бы проверку делали вручную, она могла бы занять несколько часов.

«Читают» по рисункам и пятнам

Анализировать сканограмму — сложное и ответственное дело. Обычному человеку рисунки и пятна ничего не скажут. Разве что можно рассмотреть руль, колёса, элементы двигателя, запаску. Но таможенники выявляют нестандартные элементы кузова — вваренные в кузов или размещённые в колёсах тайники. В некоторых случаях специалисты могут рассмотреть даже уровень моторного масла.

С помощью ИДК прошлой осенью обнаружили крупную партию наркотиков. Российского курьера, перевозившего 285 кг гашиша  в тайнике под днищем «Лексуса», задержали в «Брузгах». «Просветили» автомобиль и нашли брикеты с гашишем.

Темные оранжевые пятна внизу автомобиля — это спрятанные в днище авто брикеты с гашишем

— Во время контроля мужчина вёл себя очень спокойно. У контрабандиста не дрогнул ни один мускул, когда мы разрезали днище и стали  доставать брикеты из тайника, — вспоминают таможенники и показывают голограмму сканирования «Лексуса» — в днище автомобиля видно тёмное оранжевое пятно: оно, в частности, и вызвало подозрение.

Помнят в «Брузгах» случай, когда дальнобойщик спрятал в кабине шесть килограммов сырого мяса — свинины из Польши, которое запрещено провозить в Беларусь из-за африканской чумы. Его нашли в тайнике под крышей. Сейчас водитель из-за такой глупости может лишиться грузовика Scania 2011 года выпуска.

Замерили радиацию: уровень ниже нормы

Таможенники рассказывают, что часто те, кого подозревают в перевозке контрабанды, ведут себя эмоционально и даже отказываются заезжать в боксы якобы из-за сильного излучения. На самом деле человек находится в безопасном помещении, где уровень излучения постоянно измеряют и он не превышает естественный фон. В этом убедился лично. Виталий Парфёнов откалибровал дозиметр и замерил уровень радиации. Прибор показал 0,10 мкЗв/час при нормальном радиационном фоне 0,30 мкЗв/час. К слову, чтобы для получения разрешения на работу с ионизирующим излучением, необходимо было представить к рассмотрению 28 документов.

Автомобиль и товары после сканирования также безопасны, потому что лучи, представляющие собой электромагнитные волны, не оставляют «следов» на транспорте и товаре. Это значит, что автомобиль можно проверять неограниченное количество раз.

Кстати, если водитель отказывается от проверки, на границу вызывают эвакуатор и с его помощью загоняют на ИДК. В этом случае водителю грозят штрафы за нарушение режима в пункте пропуска и неповиновение, а также оплата услуг эвакуатора.

— Мы сканируем не людей, а автомобили, — подчёркивают таможенники, — поэтому жалобы на якобы плохое самочувствие после прохождения ИДК не имеют оснований. Сотрудники работают по 12 часов в смену и носят при себе дозиметры, которые раз в три месяца сдаются на поверку.

Ничего личного — только работа

Таможенники говорят, что провезти выявленную контрабанду у водителя не получится. Благодаря таким современным технологиям есть возможность обмениваться опытом не только между таможнями внутри страны, но и таможенными службами соседних государств.

Мы спросили у таможенников, наступит ли время, когда всю границу будут «просвечивать». Они, то ли в шутку, то ли всерьёз ответили, что для этого нужно ставить рамки, как в аэропортах.

В тему

За месяц в одном пункте пропуска с помощью ИДК проверяют около 2700 транспортных средств. Только за 2018 год с помощью рентгена выявили почти 400 правонарушений. В основном это попытки уклонения от таможенных платежей, когда в грузе товара больше, чем заявлено в документах, а также провоз в тайниках товара, наркотиков и оружия.

Дружите с нами в соцсетях и узнавайте новоcти первыми!
    

Заметили ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter

Комментарии:

Добавить комментарий

Уважаемые читатели! На сайте vgr.by введена премодерация комментариев в связи с изменениями в законодательстве о СМИ. Ваши сообщения будут опубликованы после проверки модератором.

ВНИМАНИЕ!При добавлении комментариев категорически запрещено: оскорблять чужое достоинство, сеять и проявлять межрелигиозную или иную рознь, призывать к насилию, переходить на личности, употреблять ненормативную лексику. Комментарии, в которых нарушены правила, будут редактироваться или удаляться. Авторы комментариев несут ответственность за содержание оставленных сообщений.

Защитный код
Обновить

Фотоновости

«Сердце земли моей» показывают в Литве

«Сердце земли моей» показывают в Литве

Фотовыставка руководителя заслуженного любительского коллектива Республики Беларусь народного фотоклуба «Гродно» Александра Лосминского открылась в аквапарке Друскининкая.

Добавить комментарий

Подробнее...



Фотоблог Наталии Дорош

Афиша «ВГ»

  1. ОК
  2. ВК
  3. FB
 

Погода Гродно

Информация сайта pogoda.by

Курсы валют

Курсы валют в банках г.Гродно на www.ecopress.by

Вопрос недели

Как вы выбираете фирму по оказанию каких-либо услуг?

Вопрос - ответ

Какие справки нужны для оформления в пришкольный и летний оздоровительный лагеря?

Блог фотоклуба «Гродно»

Мнения

Вечерний Гродно

Газета Вечерний Гродно — новости и события города, статьи, публикации о Гродно.

добавить на Яндекс

2004–2018 © Перепечатка новостей и материалов, размещенных на сайте газеты «Вечерний Гродно», разрешается только после заключения письменного договора с редакцией. Иное копирование, перепечатка и распространение материалов сайта vgr.by без разрешения редакции запрещены.

Мнения авторов опубликованных новостей, а также оставленных на сайте комментариев могут не совпадать с мнением редакции. За содержание платных статей и баннеров ответственность несет рекламодатель.

АДРЕС: г. Гродно, 230025, ул. Социалистическая, 32
ТЕЛЕФОНЫ: отдел новостей — + (375) 152-77-23-78; 77-00-89; реклама — + (375) 152-72-00-36; 68-10-50; 68-10-51.

E-MAIL: vgr@mail.grodno.by, vechgr@gmail.com, vgr.reklama@gmail.com

УЧРЕДИТЕЛЬ: ЗАО «Редакция газеты «ВЕЧЕРНИЙ ГРОДНО»
УНП 590000914

СВИДЕТЕЛЬСТВО О РЕГИСТРАЦИИ №586, выдано Министерством информации Республики Беларусь 29.07.2009 года

Директор: Кучинский Александр Васильевич

Редактор сайта: Анна Влезько

2004–2018 © Все права защищены.
Система Orphus